В состав персональной выставки петербургского живописца и графика Бориса Ермолаева вошли произведения из коллекции Русского музея, представляющие одно из крупнейших авторских собраний, переданное в музей после смерти художника. Современник мастеров русского авангарда, Борис Ермолаев в своих работах сумел выразить собственное мироощущение, основанное на мысли о высоком предназначении человека, о вечной красоте живого мира.
Борис Ермолаев родился в Петербурге в 1903 году, с детства увлекался рисованием и в 1921 году поступил в Петроградский художественно-промышленный техникум, где учился у В.Федоровича и М.Авилова. Пытаясь сохранить независимость и творческую свободу среди многообразия существовавших в то время направлений современного искусства, Борис Ермолаев создавал фундамент своего творчества, не становясь последователем какой-либо одной теории. После окончания техникума в 1925 году молодой художник был призван на службу в армию, где старался не оставлять рисование. С тех пор занятие графикой превратилось в привычную составляющую его творчества. Первый профессиональный опыт Бориса Ермолаева был связан с работой в ленинградских газетах и журналах («Ленинские искры», «Красная панорама», «Резец»). Жанровые наброски конца 1920-х годов, сохранившие характерные черты и бытовые подробности из жизни города, представляют первый богатый пласт творчества Бориса Ермолаева, однако больше к подобному рисованию он не обращался.
Первые опыты художника в живописи отмечены редким чувством монументальности формы, однако малый формат работ сближает их с привычным размером семейных фотографий. Ранние фигурные композиции Бориса Ермолаева - это своего рода портреты, близкие по стилистике провинциальному портрету, с присущей ему непосредственностью и неприкрытым моментом позирования. Художник и ранее тяготел к разнообразным формам наивного искусства, подразумевающего устойчивый и ясный взгляд на предмет. Знакомство с творчеством Нико Пиросманишвили, выставка работ которого состоялась в Русском музее в 1930 году, помогло Ермолаеву более отчетливо сформулировать волновавшую его пластическую идею, подсказало некоторые существенные стилистические приемы.
После тяжелого ранения в 1943 году Борис Ермолаев к живописи практически больше не возвращается, он занимается рисованием. Созданные им в конце 1940-х - начале 1950-х годов акварели отличаются прямолинейностью и грубоватой трактовкой формы, что характерно для возникающих в эти же годы городских жанровых композиций. Занимаясь в экспериментальной литографской мастерской ленинградского Союза художников, Борис Ермолаев создает собственную оригинальную декоративно-пластическую систему работы в цветной литографии. В это время городские мотивы в его творчестве надолго сменяются деревенскими.
В 1970-х годах Борис Ермолаев снова возвращается к рисованию. Выбирая теперь в качестве материала цветные карандаши, он широко использует опыт многоцветной печати, бережно относясь к малейшему проявлению цветового пятна, оттеняя его силу и насыщенность. Здесь в полной мере проявились декоративные пристрастия художника, его безупречный вкус и чувство меры.
К выставке издан каталог.
И. Е. Репин. К 175-летию со дня рождения
3 октября 2019—9 марта 2020
На юбилейной выставке будет представлено более 250 живописных и графических работ — признанные шедевры мастера и его малоизвестные произведения, а также мемориальные предметы, связанные с жизнью и творчеством художника.
4 июля—2 сентября 2019
Выставка первого авангардного объединения России представит около 200 экспонатов: произведения живописи, графики, сценографические проекты, а также афиши и архивные материалы.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2018
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея