ENG
Филиалы:
Помним!
Корпус Бенуа

Помним!

Уникальная по масштабу и жанровому разнообразию экспозиция посвящена подвигу героических защитников и жителей Ленинграда в годы блокады.

Подробнее

Школа Филонова
Мраморный дворец

Школа Филонова

6 октября 2023—15 апреля 2024

«Коллектив мастеров аналитического искусства, школа Филонова» существовал c лета 1925 года до смерти мастера в декабре 1941 года. В основу деятельности школы была положена идея кол...

Военные парады. Фарфор, акварели
Строгановский дворец

Военные парады. Фарфор, акварели

15 декабря 2023—13 мая 2024

Выставка посвящена столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображениями униформ императорской армии. По...

Рисунки и акварели передвижников
Михайловский замок

Рисунки и акварели передвижников

21 марта—8 июля 2024

На выставке представлены графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок, так и художниками младшего поколени...


/ / Марафон «Искусство и наука». Вопрос второй.

Марафон «Искусство и наука». Вопрос второй. - События

Марафон «Искусство и наука». Вопрос второй.

7 апреля 2020—7 апреля 2020

Друзья, мы продолжаем марафон «Искусство и наука». Вопрос второй.

Сегодня поговорим о роли химии в живописи. Рассмотрим краски с точки зрения, как художника, так и химика. Например, красные.

Слово «красный» в русской культуре часто означает «красивый». Красный цвет также использовался как оберег: люди верили, что одежда такого цвета защищает здоровье. Красный угол в избе всегда был почетным местом, где стоял стол и висели иконы. В древнерусской иконописи, где цвет имеет символическое значение, красный – это символ воскресения, победы жизни над смертью.

Из чего же получали красную краску, которая, спустя столетия, не теряет своей яркости? 

Для получения пигментов средневековые иконописцы перетирали в порошок цветные минералы. Красный получали из киновари. Древние греки называли этот минерал «драконья кровь» из-за его алого цвета. Залежи киновари встречаются во многих частях света. 

Киноварь – ртутный минерал. По химическому составу это соединение ртути с серой (сульфид ртути). А ртуть, как известно, жидкий металл, пары которого токсичны. Однако не стоит пугаться, киноварь – прочное соединение, но нагревать такие краски все же не стоит.

Средневековые алхимики, на протяжении многих столетий искавшие философский камень, полагали, что если жидкой ртути возвратить твердость при помощи серы, то получится золото. 

Изготовить золото не вышло, однако мы знаем, что новгородские и псковские иконописцы очень полюбили киноварь: они нередко заменяли золотой фон, обозначавший на иконах божественный свет, на красный. 

Кроме киновари были и другие красные краски. Например, одну из них готовили из корня растения. 

О какой красной краске идёт речь?

Пишите свои ответы в комментариях. Правильный ответ будет в следующем посте 10 апреля. 

Напоминаем, что по завершении марафона, среди первых, правильно ответивших, мы разыграем альбом для чтения и творчества «Химия и живопись».

На фото:

Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Новгородская икона. XIII век. Русский музей, Санкт-Петербург

К. А. Коровин. Северная идиллия. 1890-е. Русский музей, Санкт-Петербург

Минерал киноварь (природный ртутьсодержащий минерал). Фото

#искусствоинаука #artandscience



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее