ENG
Филиалы:

КРАСОТА БЕЗ ГЛАМУРА?

Аля Есипович. No comment. 2003
1 августа 2013—28 октября 2013
Русский музей представляет выставку, посвященную жанру «ню» в русской фотографии ХХ-XXI в.в. Экспозиция включает около 80 фотографий, демонстрирующих эволюцию этого жанра. Ню (фр. nu - обнаженный) - жанр в искусстве, изображающий нагое человеческое тело. Первые опыты освоения  жанра по времени близки к изобретению дагеротипии (1839 г.) Уже в  1840-е гг., в Париже и Лондоне проводились показы «дагеротипных изображений с обнаженной натуры». Практически все основные жанры фотографии на этапе своего становления опирались на основы классического искусства. Жанр «ню» не стал исключением. Самые ранние фотографии, представленные на выставке, созданные художником А.Р. Эберлингом, относятся к 1900- м гг.  Позы натурщиц  на этих фотографиях повторяют позы моделей его живописных полотен. Фотографы  Н. Свищев-Паола, Г. Зимин, Б. Смирнов и М. Пенсон, работавшие в 1920-30-е гг., добивались выразительности снимков,  используя формообразующие возможности освещения, что придавало их моделям совершенство и четкость очертаний, подобные скульптурному изваянию. Ю. Еремин, А. Гринберг,  напротив, работали в пикториальной манере, используя мягкорисующую оптику,  добивались живописного эффекта, схожего с работами импрессионистов. К сожалению,  история «ню» в Советской России была недолгой. Прошедшие в 1925-28 гг. четыре выставки «Искусство движения», на которых демонстрировались, в том числе, и фотографии обнаженной натуры, стали последними опытами публичного показа.  Уже  в 1929 г. появились статьи, клеймящие фотографов-пикториалистов и признающие работы в жанре «ню» чуждыми новому времени. Из-за цензурных ограничений, в течение многих десятилетий  советской власти, немногие фотографы, обращавшиеся к теме обнаженного тела, работали полуподпольно. На выставке можно увидеть лишь несколько работ, относящихся к 1940-50-м гг. Начиная с 1960-х гг. - периода оттепели - ситуация стала меняться. Показ на официальных выставках и публикация фотографий обнаженной натуры по-прежнему были практически невозможны, но фотографы, хоть и без надежды на публичную презентацию, все чаще обращались к жанру «ню». На 1960-80-е гг. приходится творческий расцвет таких фотографов как Г. Приходько, В. Самарин, С. Леонтьев, Л. Лазарев, С. Князев, В. Бруй. Лишь в 1990-е гг., со сменой политического строя, произошло возвращение этого жанра на легальную художественную сцену. 1990-е-2000-е гг. представлены работами А.Чежина, С.Борисова, Г.Майофиса и многих других. Развитие жанра продолжалось в разных направлениях. Это и следование классицистической презентации тела (С.Намин, В.Григорьев-Башун, А.Полетаева, А. Кривцов) и использование гламурной эстетики  глянцевых журналов  (Д.Донской, Ivan Warhammer). Обращаются фотохудожники и  к старым, ручным техникам (Творческое объединение «Станковая фотография XXI», А.Марьяшин), и к современному осмыслению фотоавангарда, заменяя его технические приемы на современные цифровые технологии, с применением графических редакторов (К.Худяков, Д.Зайцев, А.Гарев), что позволяет авторам буквально творить новую реальность. Это включение обнаженного женского тела в социально-художественный контекст, позволяющее отойти от уже почти рутинного восприятия фотографии в жанре «ню» как волнующего идеального объекта, возвращение пластике тела индивидуальности, характера, воли (И.Мухин, А. Есипович, Ю.Иво, Д. Куклин).  Разнообразная презентация обнаженного тела в фотографии, смешение направлений и приемов дает возможность размышлять над вопросом «возможна ли красота без гламура» и попытаться найти ответ на него.

Русский музей благодарит за участие в выставке:

В.В. Загонека, А.З. Злобовского, В.Н. Козиева, А.В. и Н.В. Логиновых, Ю.Н. Сергеева, П.В. Хорошилова, Galeyev Gallery, Галереи «Триумф»,  LAZAREV  GALLERY,  Sepherot Foundation,  Фотогалереи имени братьев Люмьер, а также авторов, предоставивших свои произведения.

Константин Худяков. Сон-001. 2007 Надя Исаева. Без названия. 2012 Николай Свищов-Паола. Натурщица. Сер. 1920-х Николай Хорунжий. Новая квартира. 1959 Йозеф Киблицкий.Без названия. 1972

Выставки
«Он победил и время и пространство...» К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина

«Он победил и время и пространство...» К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина

7 июня—9 декабря 2024

Впервые в Русском музее создается столь масштабная экспозиция, посвященная гению русской и мировой культуры. Богатейшие фонды Русского музея позволяют многогранно охарактеризовать творчество великого литератора, реконструировать культурно-исторический фон, на котором пережил становление и расцвет уникальный талант Пушкина.

Заказать билеты

Военные парады. Фарфор, акварели

Военные парады. Фарфор, акварели

15 декабря 2023—13 мая 2024

Выставка посвящена столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображениями униформ императорской армии. Помимо тарелок, будут показаны рисунки и литографии, служившие источниками или непосредственно эскизами росписей, выполненные известными художниками «мундирного» жанра.

Заказать билеты

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее