ENG
Филиалы:
Помним!
Корпус Бенуа

Помним!

Уникальная по масштабу и жанровому разнообразию экспозиция посвящена подвигу героических защитников и жителей Ленинграда в годы блокады.

Подробнее

Школа Филонова
Мраморный дворец

Школа Филонова

6 октября 2023—15 апреля 2024

«Коллектив мастеров аналитического искусства, школа Филонова» существовал c лета 1925 года до смерти мастера в декабре 1941 года. В основу деятельности школы была положена идея кол...

Военные парады. Фарфор, акварели
Строгановский дворец

Военные парады. Фарфор, акварели

15 декабря 2023—13 мая 2024

Выставка посвящена столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображениями униформ императорской армии. По...

Рисунки и акварели передвижников
Михайловский замок

Рисунки и акварели передвижников

21 марта—8 июля 2024

На выставке представлены графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок, так и художниками младшего поколени...


/ / Музей Людвига в Русском музее
Часы работы музея
mih-dvorets_01_yuzhny-fasad.jpg

Понедельник 10:00—18:00
Михайловский дворец и корпус Бенуа работают до 20.00
Вторник Выходной день
Среда 10:00—18:00
Четверг 10:00—18:00
Пятница 10:00—18:00
Суббота 10:00—18:00

Выставка Василия Сурикова в пятницу работает до 20.00, в субботу до 21.00, в воскресенье до 19.00

Воскресенье 10:00—18:00

31 декабря и 1 января музей закрыт.

Как добраться

191086, Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4

Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект»

Музей Людвига в Русском музее

В 1994 г. известные немецкие собиратели Петер и Ирене Людвиг подарили Русскому музею коллекцию произведений художников второй половины ХХ в. Этот дар образовал особый раздел постоянной экспозиции «Музей Людвига в Русском музее», который открылся для публики 10 марта 1995 г. в залах Мраморного дворца. Постоянная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» является единственной в России институцией, где можно видеть классические произведения интернационального современного искусства с послевоенного времени до начала XXI столетия.

Обширная и разнообразная коллекция, сформированная супругами Людвиг, представлена ныне во многих музеях и фондах мира, носящих их имена. Она включает прекрасные образцы античности, средневековья, барокко и рококо, искусства доколумбовой Америки, Африки, Китая и Индии. Однако известность Людвигов объясняется, прежде всего, их интересом к собиранию искусства авангарда и продвижению современного искусства. В этом деле супруги, обладавшие редкой прозорливостью, безупречным вкусом, точным чувством исторического контекста и не боявшиеся идти на риск, стали едва ли не первопроходцами. Людвиги умели оценить творческие перспективы художника задолго до того, как он получал всеобщее признание.

Состав дара был определен самими коллекционерами вместе с представителями Русского музея. Репрезентативен корпус персоналий, включающий самые значительные фигуры, самые громкие имена, такие как Пабло Пикассо, Йозеф Бойс, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Том Вессельман, Джордж Сигал, Джеймс Розенквист, Клас Ольденбург, Роберт Раушенберг, Сай Твомбли, Ансельм Кифер, Йорг Иммендорф, Джонатан Борофски, Джефф Кунс, Илья Кабаков и другие.

Коллекция, предназначенная для Русского музея, отражает основные художественные направления и стратегии, на лучших образцах знакомя зрителя с поп-артом («Руины» Роя Лихтенштейна, «Портрет П. Людвига» Энди Уорхола, «Банановое мороженое на дегустации» Класа Ольденбурга и др.) и гиперреализмом («Закусочная» Ральфа Гоингса), немецким неоэкспрессионизмом («Бутылка и орел» Георга Базелица, «Стиль: Эвридика» Маркуса Люперца, «Стулья» Йорга Иммендорфа, «Большой железный кулак Германии» Ансельма Кифера) и неоклассицизмом («Мадонна» Клаудио Браво), концептуальным искусством («Сад» Ильи Кабакова).

Собрание демонстрирует появление в современном искусстве новых видов и жанров, методов и технологий: «Человек в пространстве Y 2589394» Джонатана Борофски — живопись, написанная на холсте нетрадиционной формы, «Снегурочка» А. Р. Пенка — трансформирующаяся мягкая скульптура, «Моника» Тома Вессельмана — монументальный рисунок из стали, выполненный при помощи лазера, «Шкаф Ильи» Игоря Макаревича и «Триптих № 14. Памяти отца» Владимира Янкилевского — ассамбляжи, объединяющие реальные бытовые вещи (так называемые «найденные объекты» — found objects) и живопись.

«Музей Людвига в Русском музее» запечатлел основные предпочтения Людвига-коллекционера. Прежде всего, Людвиг начал собирательство с работ Пикассо, и одна из них была подарена им Русскому музею. Ярче и полнее всего в нынешней экспозиции представлены два мощных «узла» собирательской деятельности Людвига. Во-первых, американский поп-арт, масштаб которого Людвиг понял раньше и лучше других. С поп-арта, самого радикального в ту пору художественного направления, собственно, и началась его коллекция современного искусства. В 1967 г. он купил «Ландшафт № 2» Тома Вессельмана (1964), а уже в 1969 г. открыл в Кёльне выставку «Искусство 1960-х». Из предпочтений Людвига вторым по значению является немецкий неоэкспрессионизм, вернувший в 1980-х гг. актуальность живописи, а также остро дискуссионный феномен «немецкого» в немецком искусстве.

О качестве и жизнеспособности подаренной коллекции свидетельствует постоянное участие произведений из «Музея Людвига в Русском музее» в крупных международных проектах. В 2014 г. Русский музей организовал масштабный показ этого собрания в Бразилии: выставка в Культурном центре Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро вышла на второе место в мире по посещаемости: за два месяца ее посмотрело 530 088 человек, а всего в трех городах страны выставку посетило более одного миллиона зрителей.

По условиям договора с супругами Людвиг собрание «Музея Людвига в Русском музее» не есть замкнутое в себе целое, и продолжает пополняться. Новые работы поступают сегодня в коллекцию двумя основными путями: дары зарубежных и отечественных художников (или их наследников), участвующих в интенсивно развивающейся выставочной программе «Музея Людвига в Русском музее», и приобретения, обеспеченные в основном средствами фонда Людвига. Сегодня в состав собрания входят произведения 150 авторов.

За время существования «Музея Людвига в Русском музее» зрители могли познакомиться с несколькими вариантами экспозиции. Сегодня акцент делается на коллекции как таковой и свободе зрительского восприятия, не скованного кураторскими концепциями. Поэтому в фокусе внимания публики оказываются основные имена и произведения. В одном из залов развеска будет периодически меняться, что даст возможность последовательно и в разных комбинациях показать весь объем собрания.

Пабло Пикассо

Пабло Пикассо

Большие головы. 1969
Холст, масло

Энди Уорхол

Энди Уорхол

Портрет Петера Людвига. 1980
Холст, шелкография  

Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол

Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол

Без названия. 1984
Холст, акрил, масло

Георг Базелиц

Георг Базелиц

Бутылка и орел. Диптих. 1977-78
Фанера, масло

Сай Твомбли

Сай Твомбли

Без названия. 1968
Холст, масло

Рой Лихтенштейн

Рой Лихтенштейн

Руины. 1965
Холст, акрил

Э.В. Булатов

Э.В. Булатов

Тающие облака. 1982-1987
Холст, масло

И.Г. Макаревич

И.Г. Макаревич

Триптих. Портрет Ивана Чуйкова. 1981
Дерево, масло

И.Г. Макаревич

И.Г. Макаревич

Триптих. «Золотое пространство Булатова» (Портрет Эрика Булатова). 1988
Древесная плита, смола алкидная

Роберт Раушенберг

Роберт Раушенберг

Турецкие бани (по Энгру). 1967
Бумага на картоне, трафаретная печать, шелкография, белила, коллаж

Д.А. Пригов

Д.А. Пригов

Квадрат Малевича. Состоит из двух частей. Левая часть. 1989
Газета, тушь, шариковая ручка

Д.А. Пригов

Д.А. Пригов

Квадрат Малевича. Состоит из двух частей. Правая часть. 1989
Газета, тушь, шариковая ручка

Йорг Иммендорф

Йорг Иммендорф

Стулья. 1980
Холст, смола искусственная

Ансельм Кифер

Ансельм Кифер

Большой железный кулак Германии. 1979
Холст, масло, акрил

И.И. Кабаков

И.И. Кабаков

Сад. Диптих. 1978
Оргалит, эмаль

Клас Ольденбург

Клас Ольденбург

Витрина. Часть объекта «Банановое мороженое на дегустации» . 1964
Стекло, сталь нержавеющая

Том Вессельман

Том Вессельман

Рисунок из стали с фруктами, цветами и Моникой. 1986
Сталь, лазерная резка, эмаль

Ричард Артшвагер

Ричард Артшвагер

Международная Вычислительная Система - Вычислительный центр. 1969
Целотекс, акрил, графит

Ральф Гоингс

Ральф Гоингс

«Unadilla Diner» (Закусочная Унадилла). 1977
Холст, масло

Джефф Кунс

Джефф Кунс

Херувимы. Часть 1. 1991
Дерево (?), левкас, масло (?), роспись, золочение

Джаспер Джонс

Джаспер Джонс

Тень. (Штора). 1959
Объект, холст, дерево, металл, энкаустика

В.Д. Пивоваров.

В.Д. Пивоваров.

Длинная-длинная рука. 1972
Оргалит, эмаль

В.Б. Янкилевский

В.Б. Янкилевский

Триптих № 14. Автопортрет. (Памяти отца). Объект. 1987
Смешанная техника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее