ENG
Филиалы:
Преображенная природа
Русский музей

Преображенная природа

До 21 июня в корпусе Бенуа открыта выставка, посвященная отображению в живописных произведениях российских мастеров наиболее впечатляющих и ярких природных явлений.

Подробнее

Медиапортал Русского музея
Русский музей

Медиапортал Русского музея

28 июля 2020

Первый музейный онлайн-кинотеатр: фильмы, лекции, трансляции.

Подробнее

 Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве
Мраморный дворец

Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве

4 марта—28 июня 2021

Миллениалы, или Поколение Y – те, кто родились в период 1980-х – 1990-х годов и вступили в новое тысячелетие в юном возрасте. Характерная ...

Лев Юдин: «сказать – свое...»
Михайловский замок

Лев Юдин: «сказать – свое...»

13 мая—28 июня 2021

Лев Юдин известен сегодня благодаря принадлежности к кругу Малевича, однако он заслужил и собственное место в истории: он вырос в самостоятельного, глубокого и разно...

Владимир Васильковский. К 100-летию со дня рождения
Строгановский дворец

Владимир Васильковский. К 100-летию со дня рождения

17 июня—19 июля 2021

Владимир Васильковский оставил ощутимый след в художественной культуре: современный Санкт-Петербург не представляется без спроектированных Васи...

Иван Иванович Шишкин. 1832–1898
Корпус Бенуа

Иван Иванович Шишкин. 1832–1898

23 июня—30 августа 2021

Творчество Ивана Ивановича Шишкина занимает особое место в истории отечественного изобразительного искусства. Выставка из фондов Русского музея предоставит возможн...

Айдан Салахова. Из цикла «Новые святые»
Мраморный дворец

Айдан Салахова. Из цикла «Новые святые»

24 июня—25 октября 2021

Замысел цикла «Новые святые» родился в московском госпитале «Царицыно», где художница в 2020 году, по возвращении из Италии, находилась на карантине в «кра...

Часы работы музея
mih-dvorets_01_yuzhny-fasad.jpg

Понедельник 10:00—18:00
Михайловский дворец и корпус Бенуа работают до 20.00
Вторник Выходной день
Среда 10:00—18:00
Четверг 13:00—21:00
Пятница 10:00—18:00
Суббота 10:00—18:00
Воскресенье 10:00—18:00

Кассы закрываются на полчаса раньше

31 декабря и 1 января музей закрыт.

Как добраться

191186, Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4

Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект»

Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Перейти на сайт отдела


ГЛАВНАЯ КАРТИНКА--НАВЕРХУ.jpgСо времени открытия "Русского Музея Императора Александра III" в 1898 году, его художественные коллекции требовали постоянного наблюдения за состоянием сохранности. Имеются многочисленные свидетельства проведения реставрационных работ над экспонатами музея в те годы. Тем не менее прямых документов, доказывающих, что в музее уже существовала реставрационная структура пока не обнаружено. 

В 1906 году художник-реставратор А.Я. Боравский составил свой знаменитый проект создания реставрационной мастерской при Русском музее. Однако из-за недостатка финансовых средств ему не суждено было сбыться.

После Октябрьской революции 1917 года тысячи национализированных памятников из частных коллекций, "предметов культа", принадлежавшим соборам и монастырям по всей России начали стекаться в стены государственных музеев. Увеличение коллекций, создание новых отделов, в которых хранились самые разные по возрасту и материалам экспонаты, острая необходимость их сохранения, стали причиной организации при крупнейших музеях страны реставрационных отделов.

25 апреля 1922 года такая реставрационная мастерская была организована и при Русском музее. Она состояла из двух секций: главной, сотрудники которой работали непосредственно над произведениями из музейного собрания и, областной, которая обслуживала художественные собрания Петрограда и северных областей России. Для наблюдения за процессом реставрации была создана "особая комиссия", в состав которой вошли ведущие специалисты музея - директор музея Н.П. Сычёв, К.К. Романов, П.И. Нерадовский, Н.А. Околович и А.И. Кудрявцев.

Для реставрации самых разнообразных по виду и состоянию сохранности экспонатов им пришлось творчески переосмысливать традиционные методы российской школы реставрации. Создавать новые методики для консервации различных материалов. В эти годы была заложена основа, на которой все последующие поколения мастеров строили свою работу, передавая свои знания и умения друг другу.

В годы Отечественной войны 1941-1945 гг. реставраторы вместе со всеми сотрудниками музея принимали активное участие в эвакуации экспонатов в Пермь, где хранилась основная часть коллекции. Некоторым пришлось остаться в блокадном Ленинграде, где они наблюдали за сохранностью здания и оставшихся произведений искусства.

После войны начался новый период, связанный с работами по консервации и приведению коллекции в экспозиционное состояние. Определяющим в деятельности реставраторов становится консервация произведений искусства, исключающая их дальнейшее разрушение. Активное участие принимали сотрудники отдела и в воссоздании новой экспозиции. В послевоенный период определились основные направления деятельности отдела по консервации и реставрации экспонатов. В ряде случаев требовался пересмотр устаревших методик, в частности, в реставрации древнерусской живописи.

Широкая экспедиционная деятельность музея 1950-х годов привела к интенсивному росту коллекций. Научное изучение новых поступлений, накопление информации и анализ, необходимость расширения знаний о технике исполнения и материалам, привело к дифференцированному подходу в исследовании и консервации экспонатов. Как итог этого процесса – стремление к более узкой специализации реставраторов. В начале 1950-х годов в Отделе реставрации организовываются новые подразделения. В 1953 году - "Сектор реставрации графики". В 1954 году - "Сектор реставрации древнерусской живописи". В начале 1960-х годов - реставрационные мастерские по деревянной скульптуре, декоративной резьбе и мебели (1961 г.) и тканям (1961 г.). В 1969 году создается самостоятельная мастерская по реставрации гипсовой и каменной скульптуры.

Стремление к комплексному изучению памятников, выявлению его характерных особенностей с одной стороны и появление новых технологий и методов научного исследования, основанных на последних достижениях науки с другой, привело к созданию в 1970 году физической и химической лабораторий. Эти подразделения стали аналитической и научно-экспериментальной базой для решения проблем сохранности и консервации экспонатов.

В 1970 году был организован "Сектор реставрации произведений декоративно-прикладного искусства". В 1981 году - "Сектор реставрации картинных рам". В самостоятельное подразделение выделилась мастерская реставрации экспонатов, выполненных в смешанных живописных техниках (1990 г.).

В связи с увеличением за последнее время коллекции современного, во многом экспериментального изобразительного искусства, в 2005 году, была создана новая мастерская по реставрации современных арт-объектов. Она расположена в Мраморном дворце Русского музея и обслуживает уникальное собрание предметов современного искусства. Это объекты, созданные из нетрадиционных, часто синтетических материалов, таких как пластик, пенопласт, поролон или их комбинации.

Особенностью современного состояния реставрации экспонатов в Русском музее является научный поход к каждому этапу работы. Это касается как всестороннего технико-технологического исследования памятника до начала реставрационных работ, так и выработки на его основе оптимальных и безопасных методов вмешательства, обсуждения программы работ на реставрационных советах, объективное и точное документирование и контроль качества на всех этапах реставрации.

Отдел реставрации Русского музея сегодня - это современный научно-реставрационных центр, состоящий из 16 подразделений, где работают 96 специалистов самого высокого профессионального уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русский музей рекомендует
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее

Портал КУЛЬТУРА.РФ
Портал КУЛЬТУРА.РФ

Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.

Перейти на сайт