ENG
Филиалы:

Время перемен. Искусство 1960-1985 в Советском союзе

При участии:
  • Фонд культуры «Екатерина» (Москва)
При поддержке:
  • Бритиш Американ Тобакко (Россия)
Волков Андрей. Крыши. Из цикла Утро. 1978. Холст, масло. 120 х 100
27 апреля 2006—30 октября 2006

Выставкой «Время перемен. Советское искусство 1960-1985» Русский музей впервые объединяет и масштабно представляет зрителю несколько пластов изобразительного искусства, существовавших в одно время, но определявших разные мировоззрения советских людей в период перед перестройкой. В состав экспозиции вошли типичные произведения 1960-1985 годов из собрания Русского музея, а также фондов, частных коллекций и художников.

Нынешняя выставка продолжает цикл проектов Русского музея, посвященных искусству крупных исторических эпох. 1960-1985 годы - время между так называемой оттепелью и началом перестройки. Завершился долгий период сталинского тоталитаризма, и началась эпоха постепенной либерализации всех форм советской жизни. Этот процесс проходил непросто. Идеологию, воспитываемую десятилетиями, трудно было изменить сразу. Мучительный выход советского общества из оков закрытости от мира был заметен в разных видах творческой деятельности. В изобразительном искусстве его драматизм проявился в противоборстве нескольких сил. Первую определяли те, кто, слегка поменяв форму, по существу следовали заветам социалистического реализма. В другую группу можно отнести тех, кто соответствовал настроениям «оттепели», тогдашнему пониманию сюжетного и изобразительного новаторства. Нередко эти два лагеря экспонировали свои произведения на одних и тех же огромных и помпезных выставках под названиями, подобными таким как «Страна родная», «Наш современник» и другие. Официальные власти относились к мастерам этого круга по-разному. Кто-то был ими обласкан; других - поругивали; третьих - ругали в прессе, отражавшей, как и всегда, чью-то волю.

Существовала в эти более чем два десятилетия и третья сила - художники, официально не признаваемые. Как правило, они не писали на темы советской действительности. Их творческие устремления были связаны с поисками художественных приемов, соответствовавших середине XX века. Они пытались осовременить язык живописи, графики, скульптуры, приблизив его к мировым достижениям своего времени. Для Советского Союза, где с конца 1920-х годов искусство находилось в жестких рамках социалистического реализма, этот прыжок в стилистическую и тематическую свободу был равен своего рода предательству. И художники, выбиравшие этот путь, платили за свою дерзость. Их произведения не допускались на выставки. Самостоятельные художественные акции, которыми они стремились заявить о себе, не просто блокировались, они преследовались. Так случилось, к примеру, с импровизированной экспозицией, организованной в Москве, на пустыре рядом с метро «Беляево», где бульдозерами давили произведения искусства. Чтобы показывать свои работы публике, художники Москвы и Ленинграда устраивали экспозиции во Дворцах культуры, но главное - в квартирах. Они были недолгими и всегда контролировались КГБ. Иногда партийные лидеры удостаивали вниманием деятелей неофициального искусства. Но завершалось это, как правило, тем, что все средства массовых коммуникаций клеймили их за формализм, отщепенчество и преклонение перед Западом. И все же, несмотря на неприятие официальными властями, критикой и прессой, не только в эпоху Никиты Хрущева, но и Леонида Брежнева, на выставки, организуемые «изгоями», стояли очереди, как на выступления Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского.

Художники, не допускавшиеся на официальные выставки, становились в глазах общественности героями своеобразного подполья. Не случайно их творчество получило название нонконформизм или советский андеграунд. Их произведения были созвучны песням Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Александра Галича. К этому же слою художников относились и некоторые из тех, кто зарабатывал на жизнь в издательствах или других организациях, формально состоял в Союзе художников, но духовно и творчески был близок андеграунду.

Открывшаяся выставка подготовлена Русским музеем совместно с Фондом культуры «Екатерина» (Москва). Мы приносим нашу искреннюю благодарность художникам и коллекционерам, предоставившим произведения для экспонирования. Особая наша признательность Михаилу Краснову и всем тем организациям, кто способствовал реализации этого проекта. К выставке издан каталог на русском и английском языках.

Выставка подготовлена при поддержке компанией Бритиш Американ Тобакко (Россия) и при участии Фонда культуры «Екатерина» (Москва).


Окороков Борис. Ракетчик. 1968. Холст, масло. 145 х 122 Волков Андрей. Проходная. Из цикла Утро. 1978. Холст, масло. 120 х 100 Филатчев Олег. Современники. Левая часть триптиха. 1982. Холст на оргалите, темпера. 100 х 80 Шилов Александр. Гагарин - сын Родины. 1980. Картон, пастель. 60 х 50

Выставки
Анна Семеновна Голубкина (1864–1927). К 160-летию со дня рождения

Анна Семеновна Голубкина (1864–1927). К 160-летию со дня рождения

21 февраля—31 марта 2024

28 января 2024 года исполнилось 160 лет со дня рождения выдающегося русского скульптора Анны Семеновны Голубкиной. На юбилейной выставке экспонируются характерные произведения скульптора разных лет.

Заказать билеты

Помним! К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Помним! К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

27 января—7 апреля 2024

Уникальная по масштабу и жанровому разнообразию экспозиция посвящена подвигу героических защитников и жителей Ленинграда в годы блокады. В состав выставки войдут более 200 произведений живописи, графики, скульптуры, многие из которых были созданы в осажденном Ленинграде и будут показаны впервые.

Заказать билеты

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее