На выставке будет представлено 30 книг в рамках единственного в России издательского проекта Михаила Карасика, участники которого работают в жанре так называемой «книги художника». В подготовке этого большого русского графического проекта приняли участие три поэта, три искусствоведа и семнадцать художников, среди которых Петр Швецов, Юлия Зарецкая, Виктор Ремишевский, Валентин Герасименко, Юрий Штапаков, Андрей Чежин, Игорь Лебедев. Каждая книга, представленная на выставке, напечатана авторским способом печати. Выставка является одновременно и презентацией, так как сами участники не видели всего проекта в целом. Четыре комплекта книг, созданных по четырем литературным направлениям, разложены по коробкам, похожим на огромные спичечные коробки с этикетками - названиями направлений. Первый комплект «ОБЭРИУ box» был готов год назад и за это время уже успел попасть в различные музеи и библиотеки.
Название проекта «Хармсиздат» было выбрано вполне осознанно. Литературное творчество Даниила Хармса в ленинградской культуре конца 1980-х - начала 1990-х годов обладало поистине магической притягательностью, а сам Хармс для Ленинграда-Петербурга - фигура мифологическая, тайный вдохновитель художников и поэтов. Хармс, как явление, стал точкой отсчета многих художественных начинаний, экстравагантных жестов и поступков, по крайней мере, последних пятнадцати - двадцати лет, заслонив во многом другое «культовое» понятие - ОБЭРИУ. «Хармсиздат» возник в конце 1980-х годов, когда в искусстве стали появляться первые издания Даниила Хармса, к тому времени известного исключительно по «самиздату» и по детским книжкам; когда русский авангард стремительно завоевывал культурное пространство, а современное искусство утверждало себя как принципиально новый феномен, предполагавший совершенно другие жанры и формы. Начало 1990-х - это появление и расцвет «книги художника», не исчерпавшей свой ресурс за все десятилетие своего существования, несмотря на фантастическую порой изобретательность и экспериментаторство художников, расширивших границы этого жанра. Эстетическая программа изданий «Хармсиздата», нацеленная на воскрешение опыта художников и поэтов русского авангарда, художественных объединений 1920-х и, по-своему претворяет достижения западной «книги художника».
За последнее десятилетие сложились два основных направления в «книге художника»: книга-объект, обыгрывающая книгу как метафору книги и предназначенная, как правило, для экспозиционного пространства, и бумажная книга, выполненная в оригинальной графической технике. Первую собирают в основном музеи современного искусства, вторую - библиотеки. «Хармсиздат» - это претворение в жизнь второго направления, но в рамках всего проекта оно развивается параллельно с учетом открытий и достижений, сделанных в области книги как объекта. Начавшись как индивидуальный художественный проект Михаила Карасика, «Хармсиздат» в настоящее время объединяет разных авторов, специально создающих свои книги для этого издательства. Под маркой «Хармсиздата» вышли не только авторские книги Михаила Карасика, сделанные в его излюбленной технике литографии, но и сборники и каталоги выставок, посвященных книге художника или организованных в рамках Хармс-фестивалей. С «Хармсиздатом» сотрудничали в разные годы Жан-Филипп Жакар, Валерий Сажин, Михаил Золотоносов, Владимир Эрль, Екатерина Бобринская, Юлия Демиденко. Были изданы «Советский эрос 1920-1930 годов», «Авангардное поведение», «Дембельский альбом - Русский Art Brut» и др.
Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения
20 декабря 2024—13 мая 2025
Ретроспективная юбилейная выставка объединит около 120 произведений художника из ведущих российских музеев (Русский музей, Третьяковская галерея, Дом-музей В.М. Васнецова, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородский художественный музей, Музей-заповедник «Абрамцево», Музей-заповедник В.Д. Поленова, Государственный музей истории религии и другие).
Давид Ефимович Загоскин (1900–1942)
7 августа—14 октября 2024
Давид Загоскин прожил не слишком много лет, но оставил после себя богатое живописное и графическое наследие. На выставке представлены некоторые из сохраненных во время войны рисунков и акварелей художника. Большая их часть относится к концу 1920-х – началу 1930-х годов, когда живописец входил в «Круг художников».
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея