ENG
Филиалы:

Натюрморт 1920–1930-х годов

Юдин Л.А. Натюрморт. Кофейник, кувшин и сахарница. Середина 1930-х. Холст, масло
22 мая—30 июля 2024

Выставка проводится в зале № 80 второго этажа Корпуса Бенуа.

Натюрморт – специфичный жанр живописи, несущий самую разнообразную смысловую нагрузку – от безмятежного любования многообразием вещного мира до глубокого философского смысла, а подчас и мистического символизма (к примеру, поджанр «vanitas» – от лат. суета, бренность).

После Октябрьской революции натюрморт трансформировался сообразно духу времени. Традиционный набор композиционных элементов резко обновился, художественный язык, предметы обрели экспрессивный объем, а пространство – динамическую перспективу. Агрессивно заявили о себе кубизм и футуризм, разлагая природные формы на геометрические составляющие элементы, и изображая их с разных точек зрения, как бы обнажая их скрытые за внешней оболочкой глубинные сущности. Художники других направлений придерживались более натуралистичной манеры, но создавали оригинальные композиции, используя нестандартные ракурсы и контрасты.

К 1920-м – 1930-м годам тема радикально изменившегося быта, стремительного движения времени стала главенствующей практически во всех жанрах живописи. Предметный мир натюрморта этого времени, очень характерный и узнаваемый, стал окном в повседневность эпохи, демонстративно отвергающей поэтизацию. Кухонная утварь, газеты и журналы, бытовые приборы и прочая повседневная вещность – таковы символы рождающегося нового мира и нового человека.

Ерванд Кочар уже в 1918 году под влиянием своего педагога Петра Кончаловского пишет натюрморт с непривычными для пластики этого жанра атлетическими гирями. Некая брутальность, аскетичность и суровость характерна для натюрморта первых послереволюционных десятилетий. Художественная задача подобных композиций уже не столько в поиске красоты и идеала, сколько в исследовании художественным инструментарием новой и порой не слишком привлекательной с ранее бытовавшей точки зрения действительности.

Так появляются работы подобные «Натюрморту с бутылью» (1929) Владимира Гринберга, где композиция дополняется старым жестяным ведром, или «Противогаз» (ок. 1933 – 1934) Петра Осолодкова, где жуткая резиновая маска буравит зрителя темной глазницей. Мрачно выглядят черные предметы и грубые материалы натюрморта «Тарелка на клеенке» (начало 1920-х) Александра Иванова, усиливая тяжеловесную статику и монументальность.

Традиционные для жанра натюрморта цветочные композиции тоже претерпевают различные метаморфозы. Яркая и живая зелень порой уступает место высохшим стеблям, как в работе Алексея Почтенного «Натюрморт. Сухие травы» (1920-е). В «Желтом натюрморте» (1928) Марии Ломакиной редкий букет мелких и изломанных полевых цветов выглядит перспективной композицией в духе Петрова-Водкина, а в «Букете» Игоря Попова (1937) крупные соцветия и вовсе редуцируются до плоскостного символа, наивного и странно тревожного одновременно.

Даже название жанра, «nature morte» – мертвая природа, приобретает в контексте времени буквальное звучание: на полотнах воспроизведены материалы и инструменты строителей нового порядка, новой эпохи, где живая и естественная природа отступает под натиском индустрии человеческих идей и деяний.

Выставка натюрморта 1920-х – 1930-х годов – важное дополнение к постоянной экспозиции живописи первой половины XX века. Она позволяет более глубоко погрузиться в историю развития отечественной живописи этого периода, продемонстрировать талант художников, не слишком известных зрителю, и отразить дух времени, рождавшего новые художественные принципы в искусстве.

Возрастное ограничение: 0+

Малагис В.И. Натюрморт с селедкой. 1925. Холст, масло Кочар Е.С. Натюрморт с гирями. 1918. Холст, масло Гринберг В.А. Натюрморт с бутылью. 1929. Холст, масло

Выставки
Дар Владимира Некрасова Русскому музею

Дар Владимира Некрасова Русскому музею

29 мая—1 июля 2024

Коллекция отечественного изобразительного искусства, собранная Владимиром Ильичем Некрасовым – крупнейшая в России. На выставке будет представлена значительная часть из более чем шестисот произведений, подаренных В.И. Некрасовым Русскому музею.

Заказать билеты

Анна Семеновна Голубкина (1864–1927). К 160-летию со дня рождения

Анна Семеновна Голубкина (1864–1927). К 160-летию со дня рождения

21 февраля—20 мая 2024

28 января 2024 года исполнилось 160 лет со дня рождения выдающегося русского скульптора Анны Семеновны Голубкиной. На юбилейной выставке экспонируются характерные произведения скульптора разных лет.

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее