Искусство русского и советского художника Петра Оссовского занимает в отечественной культуре особое место. С 1940-го по 1944 год он учился в художественной школе для одаренных детей, был вместе со школой в эвакуации в Башкирии. Затем окончил художественный институт им. В.И. Сурикова (1944–1950), с 1954 стал участником выставок, с 1956 – членом Союза художников.
Поколение Оссовского весомо и зримо вошло в послевоенное искусство страны, воплотив в программных полотнах эстетику «сурового стиля». Именно характеризуя картину Оссовского «Три поколения», критик Александр Каменский в 1960 году впервые в одной из своих статей употребил этот термин. «Суровый стиль» объединил художников, чье творчество, отмеченное масштабностью задач, было пронизано сильным личностным началом – Петра Оссовского, Виктора Иванова, Игоря Попова, Владимира Стожарова, братьев Алексея и Сергея Ткачевых и др. В своем творчестве Оссовский, следуя заветам своего учителя, выдающегося живописца Сергея Герасимова, мог вслед за ним повторить: «Моя тема – жизнь русского народа, русского человека». Живопись Оссовского во многом носит исповедальный характер и проникнута неизбывным чувством Родины, неравнодушием к судьбе страны и каждого отдельного человека.
Картины Оссовского отличают пластическая ясность живописного языка, масштабность видения, умение сочетать монументальное и камерное. Личностные интонации художника и в жанровой картине, и в пейзаже разнообразны и многомерны, будь то застывшая в солнечном мареве сонная Бухара или зимний ночной переезд с зеленым глазком семафора. Каждый предмет в изображении мастера обладает особой образностью, порой становясь главным «действующим лицом» полотна.
Оссовский – автор серий многочисленных серий, эпических циклов. В середине 1970-х годов Оссовский закончил серию «Рыбаки Псковского озера». Одна из картин этой серии, которая так и называется, – в Русском музее. Как символическое осмысление борьбы советского народа воспринимаются героико-драматические образы из цикла «История красной державы», написанного в 2000-х годах. В оценке сложных драматических поворотов истории Оссовский оставался верен идеалам своего военного детства, тревожной молодости и заветам учителей. Не может не вызывать уважения трепетное отношение автора к «белому квадрату холста», который символизирует неизъяснимое волнение творческого акта, обещающего победы и поражения, поиски и обретения. «Автопортрет» (2002) Оссовского – послание новым поколениям об ответственности творческого труда и о великой миссии художника.
Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
21 февраля—14 апреля 2025
Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ХХ века. Особой изюминкой выставки станут уникальные мозаики, не выставлявшиеся последние 50 лет.
Юрий Васнецов. К 125-летию со дня рождения
5 февраля—17 марта 2025
Художник Юрий Алексеевич Васнецов (1900–1973) – живописец, график и сценограф, известен, прежде всего, как иллюстратор детской книги и мастер эстампа. Живопись Васнецова, с которой знакомит выставка, не столь известна широкому кругу зрителей.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея