В Корпусе Бенуа Русского музея открыта новаторская выставка «Весть», посвященная проблеме передачи, получения и достоверности информации в ее художественной интерпретации. Впервые в истории музейного дела России эта тема стала лейтмотивом масштабной экспозиции, на которой демонстрируется около 300 произведений из музейных и частных коллекций. Сочетая работы разных эпох – от древнерусского искусства до стрит- и сайнс-арта, Русский музей представляет яркий выставочный проект, который охватывает оба крыла корпуса Бенуа. Вместе с шедеврами Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Ореста Кипренского в экспозиции представлены произведения современных художников (Петра Белого, Аллы Урбан, Андрея Бартенева, Татьяны Парфеновой, Ольги Мичи, Татьяны Ахметгалиевой, Покраса Лампаса и других авторов). При этом некоторые работы были созданы специально для выставки. Сенсационная экспозиция позволяет по-новому взглянуть на мир информации – от иконописи до сигналов из космоса – и ощутить, что в центре любого технологического процесса всегда остается человек.
Повествование начинается с классических произведений русского искусства, в которых акцентируются моменты, выходящие за рамки привычных интерпретаций. Так, в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина подчеркнута установка на выразительность речевой коммуникации, обогащенной жестами, мимикой, паузами, интонированием. Она играет роль триггера, позволяющего актуализировать коммуникативные «сюжеты» многих произведений, в том числе и самых современных: сетевое общение сближается с устной, разговорной формой бытования языка.
Произведения второй половины XIX века, связанные с доставкой и чтением частной корреспонденции, представляют приватный, отделенный от публичного пространства «мир вокруг письма». Отсюда тянутся нити к знаменитой народной картине Александра Лактионова «Письмо с фронта». Личное письмо становится символом добрых вестей для всех, кто их ждет в тревожное время.
Русский авангард осмысливал коммуникацию в системе мировых координат. Велимир Хлебников в 1921 году возложил на радио надежды на объединение человечества. «Радио Коминтерна» было запланировано Владимиром Татлиным в верхнем движущемся цилиндре башни «Памятник III Интернационалу». Объект Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина «3G International» является и оммажем этому великому произведению, и критическим высказыванием о пафосе глобальности.
Телефон, воплощенный в живописи, графике и скульптуре, представлен на выставке особенно широко. Телефонная связь в нашей истории имела как драматическую подоплеку («звонок сверху»), так и теплую домашнюю ауру. Изображенный разными авторами, дисковый телефонный аппарат транслирует свои собственные истории. Сегодня в портативном устройстве умещается вся жизнь человека. Новые роли мобильного телефона, привязанность к нему, потребность быть онлайн, концентрация разных «линий судьбы» в одном гаджете, страх остаться без связи – все это темы размышлений художников.
Значительная часть экспозиции отведена разделу, посвященному «вестям из космоса». Иван Говорков и Елена Губанова, группа «Recycle», Алла Урбан, Гриша Брускин и другие выявляют связи между образами космического вещества и их знаками в земном мире, между землей и небом.
С середины 1990-х телевизор становится символом ностальгических воспоминаний о детстве. К этой теме обращаются Константин Сутягин, Саша Браулов, Сергей Хеато, Юлия Маркос. Феномен стремительного устаревания технических устройств также находит свое отражение в искусстве: стрит-артисту Ялте-1970 г. почти археологическим объектом видится ноутбук, а Маяне Насыбулловой – компьютерная дискета.
Завершают выставку работы молодых художников, существующих в пространстве медиа-арта. Их интересует обмен информацией между человеком и цифровой вселенной, метаморфозы человеческого тела в киберпространстве, процессы навигационного характера.
Выставка предлагает зрителю одновременно с компьютером включить воображение и почувствовать заклинательную силу слова «весть». Ощутить, что в мониторе, кроме современной технологической начинки, есть нечто иное, «спрятанное» – благая Архангельская весть, факел, набат, корабельные сигнальные флажки, ручной набор петровских «Ведомостей», бегущая новостная строка…
Благодарим Дом культуры «ГЭС-2» за содействие и участие в выставочном проекте.
Почта России – партнер акции по отправке открыток на выставке.
Возрастные ограничения: 0+
21 июня—1 декабря 2025
В Русском музее хранится уникальная по объему, качеству и разнообразию коллекция искусства авангарда. Среди ее отличительных черт – высокий художественный уровень произведений, репрезентативность основных тенденций искусства. Посетители выставки увидят более трехсот живописных работ, произведений печатной графики и фарфора.
Страна побед. К 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
8 мая—7 августа 2025
Восьмидесятая годовщина Победы в Великой Отечественной войне — праздник, когда мы вспоминаем героев всех времен. Они оживают для нас благодаря труду и таланту мастеров, вложивших в творчество бесконечную любовь к своему народу и глубокое сопереживание судьбам Родины. На выставке представлено более 200 произведений разных видов искусств и разных жанров, изображающих важнейшие и судьбоносные исторические сражения России.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея