ENG
Филиалы:

Владимир Баранов-Россинэ

4 апреля 2002—3 июня 2002

Экспозиция работ В.Баранова-Россинэ в Русском музее - подлинное возвращение из долгой эмиграции одного из известнейших мастеров русского авангарда. Последняя выставка произведений художника в России состоялась в 1917 году в Петрограде. Данная экспозиция является самой крупной и полной по сравнению с состоявшимися до сих пор выставками произведений мастера в Париже и Лондоне. На ней представлено более 120 работ В.Баранова-Россинэ из собрания Русского музея и из частных коллекций России, Франции, Германии.

Вобравший в себя достижения двух культур - русской и французской - Владимир Давидович Баранов-Россинэ сотнями нитей связан с обеими странами. Он родился в 1888 году в Таврической губернии. Великолепное и вполне академическое профессиональное образование (учился в Одесском художественном училище в 1903-1908 годах, а в 1908-1909-м - в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге) не помешало В.Баранову-Россинэ сформироваться как живописцу авангардного направления. В 1910-х годах он участвовал в самых первых выступлениях художественной молодежи, искавшей новые пути в изобразительном искусстве.

В 1910 году В.Баранов-Россинэ уехал в Париж. На протяжении своего первого французского периода жизни художник эволюционировал от постимпрессионизма через фовизм и кубизм к орфизму. В 1912-1914 годах он был близок издававшемуся С. Ферра журналу «Soir de Paris», в редакции которого представители русской художественной колонии встречались с П.Пикассо и Г.Аполлинером. Выставленные В.Барановым-Россинэ в Париже под псевдонимом «Daniel Rossine» холст «Кузня» и полихромная скульптура «Симфония N 2"»вызвали восторженные отклики Г.Аполлинера и стали значительными вехами в эволюции искусства нового времени. В 1914 году В.Баранов-Россинэ сконструировал «оптофон» - оптофоническое (цвето-звуковое) пианино, навеянное идеями символистов и творчеством Н.Кульбина и А.Скрябина, включившего в 1910 году в партитуру «Прометея» «световую строку».

1915-1916 годы художник провел в Норвегии. В созданных там работах использован вновь открытый мастером пластический мотив «ленты Мебиуса», идеально воплотившей волновавшие автора идеи «динамической живописи» и «тотальной» музыкальности, преломившей черты орфизма и кубизма. Здесь же в Норвегии состоялось первое исполнение цвето-звуковых фантазий В.Баранова-Россинэ.

В 1917 году после Февральской революции В.Баранов-Россине вернулся в Россию. Он активно включился в процесс создания нового искусства. В 1917 году в Петрограде состоялась большая персональная выставка художника. В 1918 году вместе с Н.Альтманом, Б.Кустодиевым и К.Петровым-Водкиным В.Баранов-Россинэ впервые оформлял Петроград к годовщине Октября. По его эскизам было создано убранство Знаменской площади (площадь Восстания) перед Московским вокзалом. К этому времени В.Баранов-Россинэ являлся членом Петроградской коллегии отдела ИЗО Наркомпроса, где решались новые для культуры проблемы. Весной 1919 года В.Баранов-Россинэ последний раз участвовал в российской выставке - первой Государственной свободной выставке произведений искусства. После ее окончания шесть работ художника попали в Петроградский Музей художественной культуры, а когда он закрылся - в Русский музей.

В начале 1920-х годов В.Баранов-Россинэ работал в московском ВХУТЕМАСе заведующим Основным отделением живописного факультета. Под его началом разрабатывались программы работавших на отделении А.Родченко, Л.Поповой, А.Экстер, Н.Удальцовой, И.Клюна, А.Осмеркина. В станковой живописи в те годы художник создавал кубо-футуристические и беспредметные композиции. Сотрудничал в музыкальной секции Российской Академии художественных наук. Проблемы «динамической живописи» и ее слияния со звуковым искусством вновь так увлекли мастера, что на второй план отошли и педагогики, и занятия живописью. В результате было усовершенствовано оптофоническое пианино - управляемые с помощью фортепьянной клавиатуры линзовые проекторы с подвижными дисковыми слайдами, рисованными от руки. «Оптофонические концерты» 1923 года с оркестром Большого театра в помещениях театра В.Мейерхольда и Большого театра, с участием танцовщиков и оперных певцов, со вступительным словом В.Шкловского, и концерты 1924 года имели впечатляющий успех.

В феврале 1925 года Комитет по делам изобретений запатентовал «Хромотроп» художника – «проекционное устройство для воспроизведения изменяющихся световых и цветовых впечатлений». В том же году В.Баранов-Россинэ навсегда покинул Родину. Впереди художника ждали немногим более полутора десятка лет спокойной жизни и творчества. В 1944 году Владимир Давидович Баранов-Россинэ погиб в нацистском концлагере Освенцим.

Государственный Русский музей выражает глубокую признательность всем коллекционерам и, прежде всего, В.Царенкову, благодаря энтузиазму которого состоялась эта выставка.

Выставки
Анна Семеновна Голубкина (1864–1927). К 160-летию со дня рождения

Анна Семеновна Голубкина (1864–1927). К 160-летию со дня рождения

21 февраля—31 марта 2024

28 января 2024 года исполнилось 160 лет со дня рождения выдающегося русского скульптора Анны Семеновны Голубкиной. На юбилейной выставке экспонируются характерные произведения скульптора разных лет.

Заказать билеты

Помним! К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Помним! К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

27 января—7 апреля 2024

Уникальная по масштабу и жанровому разнообразию экспозиция посвящена подвигу героических защитников и жителей Ленинграда в годы блокады. В состав выставки войдут более 200 произведений живописи, графики, скульптуры, многие из которых были созданы в осажденном Ленинграде и будут показаны впервые.

Заказать билеты

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее