ENG
Филиалы:

Юрий Васнецов. К 125-летию со дня рождения

Васнецов Ю.А. Петух с палочкой. 1967. ГРМ. Фрагмент.
5 февраля—17 марта 2025

Выставка проводится в зале № 80 второго этажа Корпуса Бенуа.

Ленинградский художник Юрий Алексеевич Васнецов (1900–1973) – живописец, график, сценограф, иллюстратор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), народный художник РСФСР (1973), лауреат Государственной премии СССР (1971), уроженец Вятки, сын священника и дальний родственник Виктора Васнецова – известен, прежде всего, как иллюстратор детской книги и мастер эстампа. Живопись Васнецова, с которой знакомит выставка, менее известна широкому кругу зрителей. Впервые картины художника были показаны на персональной экспозиции в Русском музее в 1979 году.

Интерес к живописно-пластическому видению мира был ощутим у Васнецова уже в произведениях периода обучения в Петроградских свободных художественно-учебных мастерских (ПГСХУМ). Тогда Васнецов усвоил систему цветовосприятия Матюшина, которая ощутима в раннем «Голубом пейзаже» (между 1923–1926). Другое произведение, «Натюрморт с шахматной доской» (между 1927 и 1928), выполнено в технике коллажа и связано с периодом обучения в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК) под руководством Казимира Малевича: в те годы Васнецов хотел освоить кубистическое построение картины. В 1931 году вместе с художником Николаем Костровым Юрий Васнецов совершил поездку в Карелию в поселок Сороки (Беломорск), где создал выразительный образ рыбака («Рыбак с семгой», 1931).

В 1932 году Васнецов был принят в аспирантуру Всероссийской Академии художеств, где занимался у Владимира Лебедева. Тема его дипломной работы была связана с сюжетом о застолье в провинции, но картина не была завершена. В собрании Русского музея находится один из этюдов к этой композиции – «Дама с мышкой». Живопись художника в эти годы становится более ажурной и утонченной.

Важнейший этап в творчестве Юрия Васнецова – работа под руководством Владимира Лебедева в созданном в конце 1920-х годов Детгизе. Там работала целая плеяда замечательных художников, среди которых были близкие друзья Васнецова – Валентин Курдов, Николай Костров, Евгений Чарушин. Если в ранних своих иллюстрациях художники Детгиза пытались подражать детскому рисунку, то впоследствии ими был выработан узнаваемый художественный язык, в котором использовались многие формальные приемы мастеров-авангардистов. Эти приемы было невозможно воспроизвести в станковой живописи, но они оказались органично усвоены книжной иллюстрацией. «Специфически детский» (определение искусствоведа Всеволода Петрова) юмор основан на кажущемся алогизме запечатленного в иллюстрации действия или выбора атрибутов для сказочного персонажа. Так, например, звери в книжных иллюстрациях Юрия Васнецова часто держат в лапах цветок или какой-то другой «человеческий» предмет. Подобная трактовка сказочных сюжетов в иллюстрациях Васнецова сопоставима с художественными приемами поэзии и прозы обэриутов (ОБЭРИУ́ – Объединение реального искусства), которые также стояли у истоков сложения детской книги. Васнецов, в частности, иллюстрировал Даниила Хармса.

В одном из интервью Юрий Васнецов объяснял, что «в сказке все должно быть по-другому. Коробка спичек тоже должна быть сказочной […], нельзя все страшно досказывать, прорисовывать». Художник стремился воплотить в картине фольклорное мироощущение и поэтому обращался к языку народного искусства. Васнецов очень любил творчество грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани. В семье художника хранились подносы XVII века, подаренные Владимиром Лебедевым, нижегородские расписные прялки XIX века, резные ставни деревенских окон.

Начало блокады Юрий Васнецов провел в Ленинграде, но в конце 1941 года был эвакуирован в Пермь. 1943 год застал его в Загорске (ныне – Сергиев Посад), где был создан ряд живописных зимних пейзажей в утонченной серебристой гамме.

В 1960-е годы Васнецов интенсивно работал над живописью, однако созданные в этот период картины при жизни художника не покидали стен мастерской, обстановка которой, включавшая предметы народного искусства, была запечатлена и в его полотнах. Вместе с тем Васнецов, продолжая создавать образы сказочных персонажей, писал цветы, интерьеры, виды поселка Рощино (где была его дача). В поздних картинах мастера очевиден опыт работы над иллюстрациями к сказкам: Васнецов обнаружил глубокое понимание народного творчества, к примеру, в основе композиции картины «Петух с палочкой» (1967, ГРМ) лежит идея расписного подноса.

Позднюю живописную манеру Васнецова характеризует пастозное письмо. Он работал над каждой картиной, многократно корректируя отдельные детали композиции. Живописных произведений в поздний период творчества было создано немного. Васнецов в каких-то работах мог вернуться к почти завершенному холсту через большой промежуток времени и существенно изменить композицию, заканчивая многочисленными лессировками, создающими эффект «живописной дымки».

Русский музей обладает большой и ценной коллекцией произведений Юрия Васнецова, отражающей главные периоды и аспекты его художественной деятельности. Выставка приурочена к 125-летию со дня рождения мастера, творчество которого органично связано с таким значительным явлением как русский авангард.

Возрастное ограничение: 0+


Васнецов Ю.А. Петух с палочкой. 1967. ГРМ. Васнецов Ю.А. Голубой пейзаж. Между 1923 и 1926. ГРМ. Васнецов Ю.А. Дама с мышкой. Между 1932 и 1934. ГРМ. Васнецов Ю.А. Натюрморт с рыбой. 1934. ГРМ. Васнецов Ю.А. Натюрморт со шляпой. 1931. ГРМ. Васнецов Ю.А. Рыбак с семгой. 1931. ГРМ.

Выставки
Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

21 февраля—14 апреля 2025

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ХХ века. Особой изюминкой выставки станут уникальные мозаики, не выставлявшиеся последние 50 лет.

Заказать билеты

Русское Рождество

Русское Рождество

28 декабря 2024—26 января 2025

Русский музей с удовольствием разделяет праздничную радость Рождества Христова со своими гостями! В экспозицию вошли иконописные памятники, живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство от XVIII до XX века.

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее