ENG
Филиалы:
Помним!
Корпус Бенуа

Помним!

Уникальная по масштабу и жанровому разнообразию экспозиция посвящена подвигу героических защитников и жителей Ленинграда в годы блокады.

Подробнее

Школа Филонова
Мраморный дворец

Школа Филонова

6 октября 2023—15 апреля 2024

«Коллектив мастеров аналитического искусства, школа Филонова» существовал c лета 1925 года до смерти мастера в декабре 1941 года. В основу деятельности школы была положена идея кол...

Военные парады. Фарфор, акварели
Строгановский дворец

Военные парады. Фарфор, акварели

15 декабря 2023—13 мая 2024

Выставка посвящена столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображениями униформ императорской армии. По...

Рисунки и акварели передвижников
Михайловский замок

Рисунки и акварели передвижников

21 марта—8 июля 2024

На выставке представлены графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок, так и художниками младшего поколени...


/ / / «Девочка с куклой (Портрет Татули)». История одной картины
Часы работы музея
Корпус Бенуа

На информационной стойке вы можете узнать о режиме работы музея, временных выставках, мероприятиях, лекциях, занятиях и концертах, проходящих в Русском музее.


Понедельник 10:00—18:00
Михайловский дворец и корпус Бенуа работают до 20.00
Вторник Выходной день
Среда 10:00—18:00
Четверг 10:00—18:00
Пятница 10:00—18:00
Суббота 10:00—21:00

Выставка Василия Сурикова в пятницу работает до 20.00, в субботу до 21.00 и воскресенье открыта до 19.00

Воскресенье 10:00—18:00


Как добраться

загрузка карты...

Санкт-Петербург. Набережная канала Грибоедова, 2.

Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
Автобус: №3, №22, №27, №49, К212
Троллейбус: №5, №22

«Девочка с куклой (Портрет Татули)». История одной картины - События

«Девочка с куклой (Портрет Татули)». История одной картины

4 июня 2016—4 июня 2016

2 июня в корпусе Бенуа открылась долгожданная выставка «Круг Петрова-Водкина». Одним из почетных гостей открытия стала Татьяна Львовна Пилецкая, внучка Кузьмы Сергеевича, одна из красивейших актрис советского кино. Актриса поделилась воспоминаниями о своем детском портрете кисти мастера.

Тата, Татуля – это Татьяна Львовна Пилецкая – одна из красивейших актрис советского кино, героиня фильмов «Пирогов», «Княжна Мери», «Разные судьбы», «Невеста», «Зеленая карета». Более сорока лет Татьяна Львовна играет на театральных сценах Санкт-Петербурга. В настоящее время – это театры «Балтийский дом» и «Приют комедиантов». 
В июле же 1930 года Татуле исполнилось всего только два года. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был крестным отцом будущей актрисы, написал её портрет и благословил её артистический талант. 

С родителями Таты – Людвигом Львовичем и Евгенией Давыдовной Урлауб – художник познакомился ещё в 1926 году в Шувалове. 
Петровы-Водкины и Урлаубы подружились на всю жизнь, продолжали встречаться в Ленинграде и в Детском Селе. 

В своих воспоминаниях Татьяна Львовна позже напишет: «Кузьма Сергеевич очень любил зимой устраивать елки для ребят, всем нам раздавал подарки из-под елки и радовался вместе с нами». 

Летние дачи Петровы-Водкины и Урлаубы снимали по соседству. В 1937 году они, а также семья ученика Кузьмы Сергеевича художника П.К.Голубятникова дружно поселились в поселке Сиверская. 

Здесь Петров-Водкин написал «Девочку с куклой (Портрет Татули)». Он создавался не на заказ, а по велению души. Художник задумал этот портрет после одного из концертов-сюрпризов, которые устраивали дети – Елена Водкина, Вера и Севир Голубятниковы и Тата Урлауб. Они читали стихи, пели, танцевали, представляли живые картины. Кузьма Сергеевич тогда же, отметив грациозность Таты, посоветовал Урлаубам отдать дочь в хореографическое училище, а на следующий день пригласил её позировать для портрета. 

Тата в белом кружевном платье с куклой, недавно подаренной ей отцом на день рождения, отправилась к Петровым-Водкиным. Веранда, на которой расположились художник и его модель, была очень веселая, солнце глядело сквозь цветные стеклышки. В одном углу – мольберт с холстом,а в другом – большой круглый стол с огромным букетом, который вскоре появится в натюрморте «Букет цветов и лампа». Сидеть без движения девочке было трудно, и Кузьма Сергеевич, прекрасно это понимая, разрешал немного шевелиться. Татьяна Львовна до сих пор помнит быстрый, внимательный взгляд пронзительных серых глаз художника. 

Петрову-Водкину позировал и Людвиг Львович Урлауб. Пилецкая вспоминает: «Кузьма Сергеевич показывал папе свои новые работы и однажды попросил его даже позировать к картине «Тревога»: открыл дверцу шкафа, надел на него свою жилетку и стал писать спину рабочего, глядящего в окно. Так что теперь, когда я смотрю картину «Тревога», вижу спину своего отца». 

Дочь художника Елена Кузьминична Дунаева в своих воспоминаниях Прикосновение к душе» отмечает также, что во время работы над картиной «Новоселье» для фигуры «хозяина квартиры» позировал Людвиг Львович Урлауб, а моделью для сидящей спиной учительницы была Евгения Давыдовна Урлауб. 

Татьяна Львовна Пилецкая приезжала в Хвалынск, на родину своего крестного отца, в 1993 году. Она принимала участие в научной конференции, посвященной 115-летию К.С.Петрова-Водкина. Вскоре воспоминания, прозвучавшие на конференции, были опубликованы в журнале «Нева». В 2000 году вышли отдельным изданием мемуары Пилецкой «Серебряные нити». 

Источник: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева


Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее