21 февраля 2025
Экспозиция художника, воспевшего подвиг советского народа в Великой Отечественной войне, представлена в корпусе Бенуа Русского музея в преддверии Дня защитника Отечества в объявленный Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина Год защитника Отечества.
Александр Александрович Дейнека (1899 – 1969) – выдающийся мастер, классик советского и мирового искусства. Его произведения первой половины ХХ века стали подлинными символами эпохи, отразив стремление молодого государства к обновлению во всех сферах человеческой деятельности: в науке, промышленности, спорте.
Русский музей обладает бесценной коллекцией произведений Дейнеки, представляющей все виды искусства, в которых он работал: живопись, рисунок, акварель, плакат, мозаика. На выставке «Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения» можно увидеть около 90 произведений из собрания Русского музея, включая признанные живописные шедевры Дейнеки «Раздолье», «Сбитый ас», «Текстильщицы», «Бег», а также менее известные широкой публике работы из фондов музея, что позволит оценить огромный диапазон творческого дарования Дейнеки. Одна из сенсаций выставки – первый за 50 лет показ редчайших крупноформатных мозаик мастера.
Сейчас в зале № 86 корпуса Бенуа проходит комплексная научная реставрация знаменитой работы Александра Дейнеки «Покорители космоса» из собрания Луганского художественного музея. Наблюдать за процессом могут посетители Русского музея.
В этом году произведения Дейнеки из собрания Русского музея будут представлены также на выставках в Рязани и Туле.
Александр Дейнека – уникальная фигура отечественной художественной культуры ХХ века. Он был
художником универсального дарования: живописцем, графиком, монументалистом, скульптором. Во всех видах и жанрах искусства Дейнека запечатлевал свою эпоху – эпоху грандиозных свершений и трудовых побед, эпоху тяжелейших испытаний, выпавших на долю нашего народа во время Великой Отечественной войны, эпоху покорения космоса и триумфа советского спорта.
Дейнека был крупнейшим представителем русского искусства советского периода, органично связанного с окружающей действительностью, с современностью, воплотившего мироощущение эпохи, сочетавшего героическое и романтическое начала. Произведения мастера запечатлели присущее первым десятилетиям советского времени устремление к новым формам изображения общественной жизни – города и деревни, индустриального подъема, труда, отдыха, спорта.
Произведения Дейнеки проникнуты атмосферой оптимизма, с которым здоровые и жизнерадостные люди строят светлое и счастливое будущее. Художник удивительно чутко ощущал пульс времени и отражал его в своих полотнах.
В преддверии 80-летия Великой Победы особое внимание на выставке уделено картинам Дейнеки военной поры:
«Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» (обе – 1942), «Сбитый ас» (1943). Монументальное «Раздолье» (1944)
отражало уверенность художника в близкой победе, скором возвращении к мирной жизни и было настоящим гимном молодости. В 1945-м были созданы акварели, запечатлевшие столицу поверженного врага (
«Берлин. Окружная дорога»).
«Этой выставкой Русский музей открывает большую программу, не только выставочную, но и просветительскую, в рамках Года защитника Отечества. Александр Дейнека невероятно пронзительно и мощно воспел подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. И для многих людей в нашей стране он в первую очередь как художник связан с этими образами – с героической обороной Севастополя, со сбитым фашистским асом, с советскими танками, освобождающими наши сёла, а также с ощущением приближающейся Победы. Но одновременно Дейнека предстаёт на нашей выставке очень тонким, чувственным и лиричным художником – в портретах, пейзажах, натюрмортах и интерьерах тридцатых годов.
И конечно, Дейнека – это энергия обновления жизни, энергия движения – спорт, стройки, покорение космоса.
Наконец, у нас представлены два сенсационных мозаичных панно – «Хоккеисты» и «Утро», которые собрали из многих фрагментов специально к выставке наши реставраторы. Их никто не видел, по крайней мере, последние 50 лет. Надеюсь, хоккейная команда СКА зарядится энергией победы у невероятно красочных «Хоккеистов» сфотографируется с шедевром Дейнеки всем составом», - рассказала генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
Спорт всегда занимал значительное место в искусстве Дейнеки. Это нашло отражение во многих его произведениях, начиная с 1920-х
(«Физкультурники», 1928). Тема спорта, гармонии сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, в чем можно убедиться в экспозиции, увидев и пронизанный энергией движения
«Бег» (1932-1933), и единственную в коллекции ГРМ фарфоровую фигуру Дейнеки «Перед забегом» (1955), и динамичных «рыцарей льда» - «Хоккеистов» (1959-1960).
На выставке можно увидеть ранние графические произведения художника. Тематика его журнальной графики была очень разнообразна. Дейнека остро и нередко гротескно запечатлевал коммунальный быт 1920-х (
«Золотая молодежь», 1927). Он много ездил по стране, набираясь впечатлений, в частности, побывал в Донбассе («У табельной. Донбасс», 1924). В рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль».
«Жизнь выдвигала новое – прежде всего нового человека», - вспоминал Дейнека. На выставке представлено одно из знаковых произведений 1920-х на тему индустриализации –
«Текстильщицы» (1927). Радостно-мажорные интонации, новое восприятие смысла труда, чувство свободы и достоинства – таковы принципы творчества Дейнеки, отраженные в этой картине.
Дейнека высоко ценил искусство плаката за краткость и выразительность лозунга, лаконизм и ясность изображения. Яркий талант Дейнеки-плакатиста проявился в работах
«Механизируем Донбасс» (1930), «Колхозник, будь физкультурником!» (1930), «Работать, строить и не ныть…» (1933). Их и другие плакаты Дейнеки разных лет можно увидеть на выставке.
Для многих посетителей настоящим открытием станет Дейнека – создатель тонких и лирических произведений 1930-х, отмеченных удивительным художественным мастерством в жанрах портрета, интерьера и натюрморта (
«Портрет девушки с книгой», 1934; «Ночь», 1935; «Натюрморт», 1940).
Уникальная страница в творческой биографии Дейнеки – посещение США и Европы в 1930-е. Поездки художников за границу тогда были крайне редки, тем ценнее этот пласт художественного наследия мастера. Каким увидел Дейнека зарубежье, узнают посетители выставки (
«Парижанка», «Нью-Йорк», обе – 1935). Перед ними предстанут акварельные зарисовки, запечатлевшие повседневную жизнь американцев («Дамы с собаками. США», 1935). Небольшая выразительная серия была создана и после поездки в Австрию в 1947-м («Вена. Стефанкирхе»).
Послевоенное искусство Дейнеки – редкий гость на выставках, но нынешняя экспозиция предоставляет возможность увидеть картины мастера 1950-х (
«Тракторист», 1956; «У моря», 1957).
Выставка продлится до 14 апреля.
Фото: Олег Золото, Евгений Елинер