13 ноября 2020—13 ноября 2020
Выставка знакомит с творчеством Николая Рериха (1874–1947).
Николай Рерих – выдающийся деятель русской культуры, художник, писатель, философ, путешественник, археолог. Воспитанник Академии художеств и юридического факультета Петербургского университета, Рерих с детства интересовался всем, что имело отношение к Древней Руси: участвовал в раскопках курганов, слушал старинные легенды, изучал летописи и книги. Мир славянской Руси в ранних произведениях художника раскрывается в яркой и образной форме, где важна и историческая достоверность, и былинный дух, дающие представление об эпохе («Зловещие» - впервые представлена в авторской раме, «Иноземные гости», обе – 1901). Творчество Рериха, независимо от тем и жанров произведений, отличается сложными символическими метафорами, свойственными картинам «Идолы» (1901) и «Заклятие земное» (1907).
В первой части выставки представлены ранние произведения мастера. Так, в 1910-м Рерих создал цикл декоративных панно, названный им «Богатырский фриз», украсивший интерьер частного дома состоятельного жителя Петербурга Филадельфа Бажанова. Главными персонажами картин стали герои русских былин Микула Селянинович, Илья Муромец, Садко, изображенные в процессе прославивших их подвигов.
На экспозиции демонстрируются и театральные работы художника. Рерих оформлял спектакли для знаменитой антрепризы Сергея Дягилева в Париже, в частности, «Половецкий стан» для оперы Александра Бородина «Князь Игорь» (1909). Декорации имели невероятный успех у зрителей, критиков и прессы. Подлинными шедеврами мировой сценографии признаны декорации и костюмы к постановкам драмы Генриха Ибсена «Пер Гюнт» (1912, Московский художественный театр) и балету Игоря Стравинского «Весна священная» (1913), а художественное оформление оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» было с триумфом встречено в Чикаго.
Рерих хорошо знал труды представителей так называемого «русского космизма» (Николай Федоров, Владимир Соловьев, Константин Циолковский), вместе с ними искал ответы на вечные вопросы бытия («Веления неба», 1915) и мечтал о путешествии на Восток. В результате революционных событий в России Рерих оказался за рубежом. После серии персональных выставок в разных странах мастеру удалось приехать в Индию в 1923-м. С 1925-го по 1928-й Рерих предпринял экспедицию по труднодоступным районам Индии, Монголии и Тибета. В поисках новой информации, в том числе и о таинственной Шамбале, экспедиции Рериха прошли сотни километров, а тема Шамбалы все глубже проникала в его творчество.
Живопись этих лет широко представлена на монографической выставке: пейзажи, изображающие ледники Каракорума, снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, Гималаи, горные озера - горы и холмы, небо и земля - величественны и прекрасны, наполнены земными и космическими энергиями. Рерих оставил удивительное живописное наследие, в котором отразились и его философия, и любовь к Востоку.
Рерихом был основан Институт Гималайских исследований (название института – «Урусвати» – происходит от санскритского слова, означающего «Утренняя заря»), задуманный как научно-исследовательское учреждение по комплексному изучению собранных в экспедициях материалов. Часть живописных произведений этого периода была передана по желанию художника Русскому музею его сыном в 1960-м году. Эти картины и этюды в большом объеме демонстрируются на выставке («Эверест (Джомолунгма)», 1935 (6?); «Ступа. Ладак», 1937; «Чату-Гомпа. Тибет», 1940).
Завершающая часть экспозиции посвящена поздним работам мастера. В 1930–1940-е художник создавал горные пейзажи, писал эссе и очерки. В том числе во время Второй мировой войны было создано несколько картин на темы русской истории и мифологии («Борис и Глеб» (1942), «Поход Игоря» (1942), «Единоборство Мстислава с Редедей» (1943). Картина «Партизаны» (1943) написана на реальный сюжет из советской действительности, о которой художник мог знать только из газет, но Рерих всегда помнил о Родине, выписывал прессу, слушал радио, вел обширную переписку, публиковал очерки в поддержку родной страны.
Уже после победы Рерих написал символическое полотно «Помни!» (1947), в котором есть образы, возможно, связанные с Шамбалой.