ОТЧЕТ о проведение курсов повышения квалификации «Музей и город: тенденции взаимодействия, развитие социальных аспектов, актуальные практики работы с посетителями музея»
16 апреля 2018—24 апреля 2018
Дополнительная профессиональная программа в форме курсов повышения квалификации «Музей и город: тенденции взаимодействия, развитие социальных аспектов, актуальные практики работы с посетителями музея», приуроченная к 120- летию открытия Русского музея, подготовлена отделом «Консультационно-методический центр художественных музеев РФ» совместно со службой по работе с посетителями и связям с общественностью, службой «Виртуальный Русский музей», отделами - изучения, сохранения и развития садов и зеленных территорий; по работе со спонсорами; по работе со средствами массовой информации.
Место проведения: Русский музей.
Аудитория: руководители музеев – директор, заместители директоров; главный хранитель, научные сотрудники отделов музейно-педагогической работы и образования, методисты, специалист по продвижению музейных услуг, пресс-секретарь и редактор, - 22 сотрудника из 19 музеев Российской Федерации и Донецкой Народной Республики:
• КГУК «Приморская государственная картинная галерея», г. Владивосток
• ГУК «Донецкий республиканский художественный музей», ДНР
• Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург
• ГБУК «Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан», г. Казань
• ГБУК «Калининградский областной музей изобразительных искусств»
• ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», г. Кириллов
• Филиал ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» - Музей-квартира В.И. Белова, г. Вологда
• ОБУК «Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки»
• ГБУК ЛО «Музейное агентство», Гатчинский район, с. Рождествено
• ГБУК ЛО «Музейное агентство», Кировский филиал - Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда», Гатчинский р-н, с. Рождествено
• ГБУК ЛО «Музейное агентство», Приозерский филиал – Музей-крепость «Корела», Гатчинский р-н, с. Рождествено
• ГБУК г. Москвы «Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник»
• ГБУК «Оренбургский областной музей изобразительных искусств»,
г. Оренбург
• ГБУК РО «Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина», г. Рязань
• ГБУК РТ «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «остров-град Свияжск», г. Свияжск
• ФГБУК «Государственный музей политической истории России», г. Санкт-Петербург
• ГБУК ТО «Тверская областная картинная галерея»
• МБУК ВГО «Историко-краеведческий музей», Челябинская обл., г. Верхний Уфалей
• ГАУК ЯО «Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
Дополнительная профессиональная программа в форме курсов повышения квалификации рассчитана на 72 академических часа, из которых 8 академических часов были выделены на изучение методических и информационно-справочных материалов, 6 академических часов - на индивидуальные консультации, самостоятельное знакомство с постоянными и временными экспозициями Русского музея; 6 академических часов – на участие в работе Международного научно-практического круглого стола «Музей и город: тенденции взаимодействия, развитие социальных аспектов, актуальные практики работы с посетителями музея», приуроченного к юбилейной дате – 120-летию открытия Русского музея.
Занятия проводились ведущими специалистами Русского музея в зале заседаний Ученого совета, отделах, на постоянных экспозициях и временных выставках.
Программа курсов повышения квалификации включала следующие темы:
Тема 1. Музей и город. Основные тенденции взаимодействия.
1.1. Русский музей: история и современность. Основные направления деятельности Русского музея на современном этапе. Русский музей – методический центр художественных музеев Российской Федерации;
1.2. Программы и проекты музеев Санкт-Петербурга для жителей города.
1.3. Летний сад в жизни Санкт-Петербурга. История и современность.
1.4. Музей и муниципальные органы власти.
1.5. Востребованность художественного музея среди населения страны. По материалам социологических исследований.
Тема 2. Продвижение музея в городской среде.
2.1. Популяризация музея в контексте городской среды. Реклама, кейсы по продвижению.
2.2. Практика разработки, согласования и освещения социокультурных
мероприятий.
2.3. Социокультурные мероприятия в садах Русского музея.
2.4. Стадии разработки проекта «Международный фестиваль «Императорские сады России». Опыт работы с волонтерами.
2.4. Развитие структуры сайта Русского музея.
Работа с посетителями в социальных сетях Русского музея. К вопросу о развитии социально-адресного информационного пространства.
2.5. Взаимодействие Русского музея с туристическими фирмами.
Тема 3. Работа со спонсорами музея. Международное Общество «Друзья Русского музея».
Тема 4. Работа музея с федеральными и местными средствами массовой информации.
Тема 5. Музей в культурно-образовательном пространстве города. Социокультурные проекты.
5.1. «Российский центр музейной педагогики и детского творчества Русского музея» - городу:
- взаимодействие музея и образовательных учреждений в системе основного и дополнительного образования;
- адресные социокультурные образовательные программы центра;
- традиционные и новые формы образовательно-досуговой деятельности музея: конкурсы, Интернет-олимпиады, музейно-педагогические и социально-досуговые проекты, выставки детского творчества и т.д., способствующие творческому развитию.
5.2. Ресурсные центры творческого развития детей и подростков Русского
музея.
5.3 Культурно-выставочные центры Русского музея.
5.4. Социокультурные проекты в Русском музее.
Привлечение горожан разного возраста для участия в программах и проектах музея. Волонтёрство.
5.5. Посетители с ограниченными возможностями в музее:
«Музей для всех». Подготовка волонтеров для работы с людьми с инвалидностью в музейном пространстве.
Инклюзивный музей: создание музейной системы для творческого развития личности.
5.7. Работа с посетителями музея разных возрастов:
- «Диалоги в музее» - работа с детьми дошкольного возраста.
- Работа с молодежью в художественном музее. Методика проведения занятий в форме свободной дискуссии.
- Программы лектория Русского музея.
- «Клуб любителей искусства».
- Посетители третьего возраста в музее.
Тема 6. Новые тенденции и актуальные практики в работе с посетителями.
6.1. «Виртуальный Русский музей»:
Развитие мультимедийных возможностей: техно-игровой маршрут, онлайн-лекторий, театр-мультимедиа.
6.2. Диалог музея с обществом - обновление традиционных форм и инновации:
- Арт-медиация – инновационная технология музейной просветительной
работы.
- Обновление традиционных форм музейной просветительной работы (дискуссии, семинары, лекции, круглые столы, экскурсии). Опыт Русского музея: диалог профессионалов.
6.3. Студенческий клуб. Работа со студентами на экспозиции искусства XX века: мастер-класс.
Обучающиеся (по выбору) приняли участие на занятиях и мастер-классах цикловых абонементов и кружков, которые проводились для детей разного возраста от 4 до 15 лет на экспозициях и в студиях Русского музея.
Участники курсов также познакомились с постоянными и временными экспозициями Русского музея – Михайловского дворца и корпуса Бенуа, Михайловского замка.
В программу курсов повышения квалификации было включено два выездных семинара по обмену опытом работы - в Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме и Музей – памятник «Исаакиевский собор».
В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме слушатели познакомились с историей музея, с историческими аспектами жизни и творчества А.А. Ахматовой и ее окружения, а также с разными формами работы музея с посетителями. Состоялась встреча с представителями третьего возраста - участниками и создателями музейного проекта «Без меня народ неполный», знакомство с театральными проектами, встреча с волонтерами музея.
В Музее – памятнике «Исаакиевский собор» участникам курсов повышения квалификации были представлены технические возможности музея для приема посетителей в инвалидных колясках, которые позволили слушателям подняться на скоростном лифте на колоннаду собора и увидеть Санкт-Петербург с высоты птичьего полета. В ходе занятия состоялся диалог по методике создания экскурсионного маршрута для незрячих и слабовидящих посетителей «От ощущений к чувствам». Участники курсов также познакомились с содержанием занятий по культурно-образовательной программе «Музей – школе» и формами работы музея с детьми разного возраста.
В рамках курсов повышения квалификации 16 апреля 2018 года в Русском музее состоялся Международный научно-практический круглый стол «Музей и город: тенденции взаимодействия, развитие социальных аспектов, актуальные практики работы с посетителями музея», приуроченный к 120- летию открытия Русского музея.
Основными темами выступления стали актуальные вопросы понимания и истолкования роли музея в обществе; привлечение посетителей разного возраста в музеи, развитие волонтерского движения, создания инклюзивного музейного пространства и другие. В ходе круглого стола были рассмотрены вопросы музейной практики на междисциплинарном уровне гуманитарного знания (искусствоведение, история, педагогика) в соответствии с традициями и текущими задачами просветительской и образовательной деятельности музеев Российской Федерации.
В круглом столе приняли участие 44 человека - директора, заместители директоров, ведущие сотрудники музеев и учреждений Российской Федерации, Финляндии, Донецкой Народной Республики. Приехали обменяться опытом коллеги из Москвы – ГМИИ им. А.С. Пушкина, Владивостока – Приморская государственная картинная галерея, Донецка – Донецкий республиканский художественный музей, Хельсинки - Художественный музей Синебрюхова. С сообщениями на круглом столе выступили представители музеев, учреждений культуры и образования Санкт-Петербурга: Музея искусства Санкт-Петербурга XX – XXI вв., Государственного литературно-мемориального музея А.А.Ахматовой в Фонтанном Доме, Государственного музея истории религии, Государственного музея городской скульптуры, Музея повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг., Гёте-института в Санкт-Петербурге, Центра выставочных и музейных проектов, Санкт-Петербургского государственного университета (кафедра дизайна).
24 апреля 2018 года для обучающихся на курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Музей и город: тенденции взаимодействия, развитие социальных аспектов, актуальные практики работы с посетителями музея» была проведена аттестация в форме итогового семинара.
В состав аттестационной комиссии вошли пять ведущих специалистов Русского музея. На итоговом семинаре обучающиеся представили индивидуальные презентации о проектах своих музеев, посвященных актуальным аспектам деятельности и развития музея, а также ответили на вопросы членов аттестационной комиссии по программе дополнительного профессионального образования.
Все обучающиеся - 22 специалиста музеев РФ и ДНР - успешно прошли итоговую аттестацию, были ознакомлены с выводами аттестационной комиссии. Каждому были выданы документы о прохождении обучения в Русском музее установленного образца. Обучающиеся также получили комплект информационно-справочных и методических материалов по тематике курсов (в электронном виде).
В рамках курсов прошел книгообмен изданиями Русского музея и музеев РФ.