Александр Шишкин-Хокусай
«Новый Версаль». 2016
Русский музей является одним из пионеров в освоении видеоискусства в российском музейном пространстве. Начиная с 1996 года с выставки «У предела», на которой впервые в России были представлены работы классиков видеоискусства Билла Виолы и Брюса Наумана, в музее неоднократно проводились выставки с участием международных и российских видеохудожников.
Видеоработа Александра Шишкина-Хокусай продолжает серию выставок «Механический балет. Видеоискусство в Музее Людвига в Русском музее». Название цикла отсылает к одноименному короткометражному фильму известного французского художника Фернана Леже «Механический балет» (Ballet mécanique), снятому в 1924 году. Этот «танец машин», объединенных ритмом и монтажом, оказал огромное влияние на развитие авангардного кино и анимации. В семи выставках, последовательно показанных друг за другом в Музее Людвига в Русском музее, художники по-разному переосмысливают опыт киноавангарда, традицию «оживления» механизмов и подчеркнутого автоматизма движений в перформансах. Огромное значение играет звук, который визуализируется в абстрактных и фигуративных образах, а также движение камеры и монтаж – элементы новой хореографии видеобраза.
Александр Шишкин-Хокусай – известный театральный художник, который перенес в современное искусство фанерную изнанку декораций общества спектакля. Он автор многочисленных инсталляций, составленных из фанерных персонажей. В Российском павильоне на 58-ой Венецианской биеннале художник представил инсталляцию «Фламандская школа», своеобразный кочующий «фанерный Эрмитаж». Шишкин-Хокусай говорит, что работает на поле конфликта между государственной и культурной системой и индивидуальной дисциплиной. Видеоработа «Новый Версаль» создана художником на основе компьютерной игры в жанре шутера «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля». Она была показана на 5-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства «Бессмертие». По сюжету в результате новой катастрофы вокруг Чернобыльской станции произошли изменения, возникли аномалии и мутации. Главный герой, потерявший память, пытается понять, что с ним случилось, а также найти и убить загадочного Стрелка. В этом постапокалиптическом мире Шишкин-Хокусай размещает своих излюбленных персонажей – вырезанные из фанеры и раскрашенные человеческие фигуры. Тема техногенной катастрофы по-новому ставит вопрос о современном отчуждении человека и картине мира, непрерывно меняющейся под воздействием технологий.
19 декабря 2019 с 18.00 до 20.00 в Центре мультимедиа пройдет встреча с художником Александром Шишкиным-Хокусай и дискуссия о современном искусстве и видеоарте с кураторами выставки Олесей Туркиной и Анастасией Карловой.
Программа серии видеопоказов «Механический балет»
18.11.2019 — 24.11.2019: Булат Галеев. «КОСМИЧЕСКАЯ СОНАТА» (видеоверсия с живым человеком). 1986. Композиторы А. Немтин, С. Крейчи. Предоставлено Фондом поддержки аудивизуального и технологического искусства «Прометей» имени Б. Галеева
25.11.2019 — 01.12.2019: Татьяна Ахметгалиева. «День полный надежды». 2018. Звук В. Мазин.
02.12.2019 — 08.12.2019: Школа «Инженеры искусств». «Модели и конструкции». 1986. «Стрела Амура». Музыка Сергея Курёхина. 1993.
09.12.2019 — 15.12.2019: «Новые композиторы» (Валерий Алахов и Игорь Веричев). 1987–1996. «Иду ритм» (1987–1989). «На машине» (1988).
16.12.2019 — 22.12.2019: Александр Шишкин-Хокусай. «Новый Версаль». 2016.
23.12.2019 — 29.12.2019: Ольга Тобрелутс. Серия короткометражных экспериментальных фильмов.
30.12.2019 — 16.01.2020: Лера Нибиру. «Путешествие Кромхеля на седьмое небо». Музыка Н. Судника. 2018.
Ассамбляж, объект, инсталляция
26 февраля—21 апреля 2025
Русский музей продолжает знакомить посетителей с различными видами и направлениями современного искусства. Выставка прослеживает эволюцию ассамбляжа, объекта и инсталляции в отечественном искусстве. Вызывавшие когда-то шок своей новизной и необычностью, теперь они уже не воспринимаются как «пощечина общественному вкусу» и прочно занимают место на современной арт-сцене.
О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
28 декабря 2024—10 марта 2025
На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского государственного художественного музея. Среди них работы Сергея Герасимова, Юрия Пименова, Александра Лактионова, Георгия Ряжского, Петра Оссовского и других классиков советского искусства.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея