ENG
Филиалы:

Евгений Михнов. Живопись, графика

16 февраля 2000—31 марта 2000

В экспозиции - около 40 абстрактных композиций, из частной коллекции и собрания Русского музея, представляющих творчество признанного мастера ленинградского андеграунда Евгения Михнова (1932-1988). Об этом художнике заговорили в конце пятидесятых, когда и само слово «диссидент» еще не вошло в обиход. Евгений Михнов учился и взрослел как интеллектуал-гуманитарий. Институт Иностранных языков, потом - Театральный, кафедра Николая Павловича Акимова. Практику проходил в БДТ у Г.Товстоногова. Он начинал жизнь обычно, не зная темной поэзии кочегарок, не стремясь к квартирным выставкам и вообще в подполье. Много и серьезно читал. Любимым его художником был Пауль Клее. С трудом уговорили его принять участие в известной выставке неформалов в Доме культуры им. Орджоникидзе (1976). Потом были и немногие персональные выставки. И дома, и за границей. Он не писал ради одних идей и против других, он не хотел созидать, отрицая. «Искусство не самовыражение, а самопознание», - из записей Е.Михнова. Его абстракции - естественная дорога к открытию собственных душевных тайн. При абсолютной нефигуративности большинства его работ пристальный взгляд отыскивает в них и какие-то намеки на предметность, некую «филоновскую вязь», систему тонких визуальных аллюзий. Ни в молодости, ни в зрелые годы он не искал разнообразия мотивов, но, кажется, не было приемов, которые его не занимали. Еще в шестидесятые он занялся рельефом на холсте, добиваясь порой мощного драматического скульптурного эффекта, сочетает живопись с пластикой, что так модно сейчас, но тогда и на Западе было диковинкой. Е.Михнова заботит профессиональная ворожба, секреты взаимодействия карандаша с поверхностью бумаги, прозрачная россыпь полутонов, их игра с непреклонной конкретикой штриха, рождающиеся таинственные формы, тот новый мир, который созидается на равных с миром реальных вещей.

Искусство Е.Михнова, несомненно, в высокой степени чувственно, скрытая страстность (и здесь он удаляется от интеллектуальной, отвлеченной, умозрительной, хотя и острой чувственности Клее) создает почти болезненное поле напряжения в его листах и холстах, независимо от их смыслового наполнения. Вязкий густой мир напряженных «тяжелых» чувств оживал в образах, словно вышедших из иконосферы искусства ХХ века. Его рисунки чудятся своего рода «стоп-кадрами сознания» (или подсознания), в них с ошеломляющей отчетливостью зафиксированы даже не движения, но словно бы микрочастицы жестов и поз. Безжалостный аскетизм то рваных, то нежно льющихся линий, жесткость в изображении фигур и тонкий артистизм штрихов - все это создает странную «восторженную брутальность» графического мира Е.Михнова.

Е.Михнов - при всей беспорядочной смуте своей жизни, отверженности, нервозности, был рыцарем своего ремесла, суета и тяготы обыденности не допускались - так кажется - в его профессиональную жизнь. Его картины кажутся написанными не в тесноте ленинградского подполья, не в коммуналке, но в атмосфере в сосредоточенного и напряженного покоя. Если ранняя его живопись близка неким взрывам энергии, почти спонтанным, едва ли управляемым, в лаве которых естественно расплавлялись цитаты художественного мира ХХ века, то позднее в его импровизациях возникает своего рода эмоциональная структура, страсть поверяется логикой. В его поздних работах мерещится нечто полностью, абсолютно индивидуальное (редкостная вещь в абстракции ХХ века!), некие беспокойные новизной потаенные циклопические ритмы, материя рвется и созидается на глазах зрителя, просвечивает, сгущается и, чудится, мыслит. В душном мире официоза и слежки трудности судьбы Е.Михнова отягчались стократно. Пора признать действительно исключительное место Е.Михнова не только в нонконформизме, но и вообще в непреходящем и истинном искусстве. Выставка организована в рамках «Музея Людвига в Русском музее».

Выставки
Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту. Коллекция Наталии Опалевой

Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту. Коллекция Наталии Опалевой

3 марта—29 мая 2023

Русский музей представляет выставочный проект «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» — произведения 36 художников второй половины ХХ века из собрания Наталии Опалевой, известного коллекционера, создателя и генерального директора Музея AZ (Анатолия Зверева).

Наталия Земляная. Сотворение мира. Живопись, графика

Наталия Земляная. Сотворение мира. Живопись, графика

16 февраля—10 апреля 2023

На персональной выставке петербургской художницы Наталии Земляной будут представлены около 80 живописных и пастельных произведений 1990-х и 2000-х годов.

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее