Государственный Русский музей совместно с Музеем современного искусства Тренто-Роверетто представляет первую в России персональную выставку Лучо Фонтаны (1889-1968) - художника ХХ века, воплотившего в своем искусстве новое представление о пространстве, основателя движения «спациализм» (от итальянского spazio - пространство). Пространство - главный элемент, форма и содержание искусства Фонтаны. Художник понимал пространство как материю, которой нужно придать форму, соединив эстетические поиски с научным видением проблемы. Спациализм - это попытка преодолеть различие между абстрактным и изобразительным, разрушить границы между скульптурой и живописью. Фонтана никогда не называл свои работы картинами, с самого начала дав им имя «пространственные представления». Мастер преодолевает традицию станковой живописи, создает на плоскости холста ситуацию, исключающую глубину и горизонт, стремится показать непрерывность. 38 произведений, представленных на выставке, объединены четырьмя тематическими «подходами» художника к проблеме пространства.
Пространство, материя, динамизм. В этот раздел вошли работы, отражающие стремление художника представить космическое пространство и показать идею движения, порождающего материю. Поверхность холста, оживающая, благодаря «дырам» и «камням», воспринимается как непосредственное присутствие материи и пространства. Картина не является отражением чего-то другого, она сама выражение космической силы.
Пространство как свет. Интерес к свету связан у Фонтаны со стремлением стереть границы между живописью и скульптурой. Свет становится здесь «материей и материалом», по словам Джорджо Дзанкетти. Фонтана использует фрагменты цветного стекла, ярко-желтый цвет фона и золото, чтобы подчеркнуть значение света как составного элемента произведения.
Метафизическое и «изображенное пространство». «Конец бога» и «Кукольный театр». Поиск соотношения между физическим и абстрактным приводит Фонтану к созданию цикла произведений, написанных маслом в кричащих ядовитых тонах, с разрывами, напоминающими раны с рваными краями. «Цвет фона этих полотен: несколько кричащий и невоспитанный, выражающий беспокойство современного человека. Тонкая линия - это путь человека в пространстве, его смятение и страх потеряться; разрыв - внезапный крик боли, последний жест тревоги, жить с которой больше нету сил» - так описал Фонтана свои произведения.
Пространство как пространство. «Прорези» в холсте стали символом творческого пути, пройденного Фонтаной в искусстве. «Прорези», как и предшествовавшие им «дыры», - это знак, оставленный рукой художника, ритуальный акт творения. «Прорезь» знаменует решительный разрыв с абсолютностью холста. Художник писал: «Мои прорези.. это, прежде всего, философское выражение, проявление веры в бесконечность, утверждение духовного начала. Когда я усаживаюсь перед одной из моих прорезей и начинаю ее созерцать, внезапно я чувствую, что дух мой освобождается, я ощущаю себя человеком, вырвавшимся из оков материи, принадлежащим к бесконечному простору настоящего и будущего...».
Выставка была организована совместно с Музеем современного искусства Тренто и Роверето под патронатом Фонда Лучо Фонтаны, Милан (Италия).
Ассамбляж, объект, инсталляция
26 февраля—21 апреля 2025
Русский музей продолжает знакомить посетителей с различными видами и направлениями современного искусства. Выставка прослеживает эволюцию ассамбляжа, объекта и инсталляции в отечественном искусстве. Вызывавшие когда-то шок своей новизной и необычностью, теперь они уже не воспринимаются как «пощечина общественному вкусу» и прочно занимают место на современной арт-сцене.
О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
28 декабря 2024—10 марта 2025
На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского государственного художественного музея. Среди них работы Сергея Герасимова, Юрия Пименова, Александра Лактионова, Георгия Ряжского, Петра Оссовского и других классиков советского искусства.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея