ENG
Филиалы:

Возвращенное имя. Павел Голубятников

25 мая 2000—29 июня 2000

Павел Голубятников(1891-1942) - в 1920-е годы играл заметную роль в культурной жизни Ленинграда, Киева и Харькова, был участником многих известных художественных объединений, другом и любимым учеником К.Петрова-Водкина. Судьбу П.Голубятникова предопределило знакомство его в 1912 году с картиной К.Петрова-Водкина «Купание красного коня», поразившей воображение молодого художника. Встреча П.Голубятникова с замечательным живописцем явила полное совпадение их мировоззрений и родство душ. Планетарная концепция К.Петрова-Водкина, ориентации его школы на традиции древнерусской живописи, монументализм были именно тем, что искал П.Голубятников в искусстве. В 1918 году П.Голубятников стал студеном ВХУТЕМАСа по мастерской К.Петрова-Водкина. В середине 1920-х годов П.Голубятников переехал в Киев. В целом, киевский период жизни был весьма успешным для П.Голубятникова. Он преподавал в Киевском художественном институте, где в те годы работали В.Татлин и К.Малевич. Во второй половине 1920-х годов П.Голубятников получил приглашения на две престижные выставки - в Нью-Йорк и Венецию, на Международное биеннале. В 1926 году он, по предложению Д.Бурлюка, участвовал в выставке «Интимного искусства» в Нью-Йорке. Там его произведения были приобретены знаменитой Катрин Драйер, одной из основательниц нью-йоркского Музея современного искусства, и, не менее известным в среде художников русского авангарда, коллекционером Кристианом Бринтоном.

Взлет активности во второй половине 1920-х годов сменился для П.Голубятникова забвением и прекращением участия в выставках во второй половине 1930-х. Это время совпало с переездом художника в Ленинград, куда он был приглашен К.Петровым-Водкиным для преподавания в его мастерской в Академии художеств. В те годы Павлом Константиновичем были написаны многочисленные портреты родных. Несоответствие П.Голубятникова сложившимся к тому времени официальным установкам в сфере искусств вылилось в обвинение его в формализме и последующее увольнение из Академии художеств. Художник искал выход из нараставшего творческого напряжения. Им стал начатая совместно с В.Татлиным разработка Лаборатории новых вещей быта и методических программ по истории и теории искусства, но главное - работа над фундаментальным исследованием «Атлас цвета», три тома которого должны были включать в себя около 120 000 таблиц шкал цвета.

С годами в творчестве П.Голубятникова все сильнее проявлялись религиозные мотивы. Персонажем его последней картины стал божественный посланник архангел Салафиил, с которым художник связывал идею очищения и спасения души... П.Голубятников умер от дистрофии в блокадном Ленинграде в 1942 году. Жена художника, эвакуировавшись с детьми на Урал, взяла с собой все, что было связано с именем мужа. Боясь растревожить боль воспоминаний, она более 30 лет не раскрывала холсты, свернутые в рулон еще в блокадном городе. Лишь в 1975 году сотрудники Нижнетагильского государственного музея изобразительных искусств начали работы по спасению наследия П.олубятникова. Более двадцати лет собирались и реставрировались произведения художника, проводились научные исследования, связанные с его жизнью и творчеством. Сегодня Нижнетагильский музей искусств является единственным обладателем коллекции, включающей почти все сохранившиеся до наших дней произведений живописи и графики П.Голубятникова. В состав экспозиции в Мраморном дворце входило 28 живописных и около 20 графических произведений П.Голубятникова из собрания Нижнетагильского государственного музея изобразительных искусств.

Выставки
Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары. 1898–2019. Избранное

Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары. 1898–2019. Избранное

29 июля—14 ноября 2020

В 2020 году Государственный Русский музей празднует 125 лет со дня своего основания. В честь юбилея музей подготовил для посетителей масштабную выставку «Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары», которая расположится в залах сразу четырех дворцов: в Корпусе Бенуа Михайловского дворца, в Мраморном дворце, в Михайловском замке и в Строгановском дворце.

Заказать билеты

Памяти Константина Симуна. 1934–2019

Памяти Константина Симуна. 1934–2019

29 июля—14 ноября 2020

Выставка посвящена памяти знаменитого ленинградского скульптора, участника группы «одиннадцати» Константина Михайловича Симуна (1934–2019). 

Заказать билеты

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее

Портал КУЛЬТУРА.РФ
Портал КУЛЬТУРА.РФ

Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.

Перейти на сайт