Выставка произведений американского художника Вэнса Киркланда (1904 - 1981) была открыта при содействии Музея Фонда Вэнса Киркланда (Дэнвер, США). Авторству Вэнса Киркланда принадлежат около 1100 работ. Его творчество можно разделить на два периода: 1927-53 - период акварелей и 1953-81 - работы маслом. Особым успехом, в том числе, и коммерческим, творчество Киркланда пользовалось в 1940-1950-х годах. Оно демонстрировалось на выставках крупнейших музеев двух тогдашних центров современного искусства США - Нью-Йорка и Чикаго. Художник логично придерживался эволюционного пути американской живописи от реализма в 1920-х годах к сюрреализму рубежа 1930-40-х, далее в 1950-х - к абстрактному экспрессионизму и в 1960-х к оп-арту. Он последовательно работал во всех основных стилях, сменявших друг друга в искусстве США 1920-60-х годов, за исключением поп-арта, то есть - во всех стилях, связанных с развитием живописной техники.
Главная тема работ Вэнса Киркланда конца 1920-х - 1940-х годов - виды природы разного оптического калибра: от панорамных пейзажей, до изображения листьев, цветов, мелких животных и птиц. Этот первый период творчества художника, который принято называть «Сценический реализм», в своей заключительной части пересекается с этапом сюрреалистическим. В 1940-х годах реалистические природные мотивы окончательно вытесняются сказочными формами или трансформируются в фантастические силуэты. В это время живопись Киркланда в такой же мере движется вперед в пространстве формальных поисков современного искусства, в какой живет припоминаниями разных эпизодов романтической и символической традиции XIX- начала XX века. В это время Киркланд коллекционирует в своих акварельных композициях фантастический народец, появившийся в его сознании из скрещивания форм растений и насекомых и поселившийся в нижнем ярусе флоры Среднего Запада. Особенное значение получают у Киркланда изображения леса, традиционного символа родины, устойчивости и душевной силы. Образы строевого леса эволюционируют от вполне реалистических («Белки в роще», 1939) к квазисюрреалистическим («Фантазия строевого леса», 1948) и, наконец, к абстрактным (серия композиций 1950-57 годов). В своих абстрактных произведениях Киркланд предельно уплощает объемы и перекрывает цветные силуэты один другим, подобно тому, как располагается на земле опавшая листва. Изменение позиции холста или листа акварельной бумаги сближает Киркланда с абстрактными экспрессионистами, например, Поллоком, который придумал «дриппинг» именно тогда, когда получил возможность расстелить на полу большие холсты. Киркланд, однако, сохраняет в начале 1950-х камерный «графический» масштаб картин и их облик: тщательно выделанные фактуры, композиционные разработки линеарных арабесок. Его абстракции, во-первых, производят впечатление классически сделанных вещей, впечатление высокого ремесла, и, во-вторых, напоминают не американскую, а европейскую - малоформатную - абстрактную или сюрреалистическую живопись. Автоматизм, как его практикует в начале 1950-х Киркланд («Пейзажная абстракция», 1951), ближе опытам Эрнста или Танги.
В 1954 году Киркланд предпринял путешествие в Европу и побывал в Помпеях. Помпеянские фрески поразили его как окрашенные плоскости, способные интенсивно воздействовать силой цвета. В 1955-57 и 1960-61 годах Киркланд подолгу жил в Италии. С итальянскими впечатлениями связан новый цикл «Абстракции, связанные с Римом». Художник продолжил поиск истоков абстракционизма в прошедших эпохах и нашел их в стенах помпейских вилл, где зафиксировал цветовые сочетания фресок, мозаик и мраморных полов, создавая картины, «способные участвовать в прошлом». В этих абстракциях мастер решил очень сложную пластическую задачу создания нефигуративного аналога помпейских росписей и в целом образного строя античного римского искусства. В 1960-61 годах Киркланд путешествовал по Индии, Бирме, Вьетнаму и Камбодже. В это время были созданы абстрактные вариации на тему «формулы стиля» дальневосточного искусства. В начале 1960-х Вэнс Киркланд вступил в заключительный и ныне наиболее ценимый период своего творчества - в фазу «точечных картин». Художник возвратился к космической тематике «плавающих абстракций» - к упражнениям с динамическими цветовыми пятнами, полученными от соприкосновения масла с водой. Теперь Киркланд нашел способ форсировать и «наращивать» фактуры, делать объемные версии «изрытых», пористых акварельных форм 1930-40-х годов. Эти картины можно рассматривать как вариант оп-арта, который как раз в 1964-65 годах лидировал в американском искусстве.
В конце своей карьеры Киркланд достигает слитности личной мифологии и виртуозного современного мастерства; он вносит требуемое абстрактным экспрессионизмом телесное измерение живописи, «паря» над большими холстами в петлях, почти как цирковой акробат. Устойчивая и долгая жизнь Киркланда в Денвере, где человеческие и культурные связи прочны и стабильны, образовала такое редкое явление как нынешний Музей и Фонд Вэнса Киркланда, богатую коллекцию, которая позволяет наблюдать все движения и рост этой живописи, как полного собой и миром живого организма.
На выставке в Мраморном дворце было представлено более 100 произведений Вэнса Киркланда, созданных во всемирно известной технике «дриппинга» Джейсона Поллака, а также в самостоятельно изобретенной художником технике, заключающейся в особом смешении масляных и акварельных красок. Выставка подготовлена в рамках «Музея Людвига в Русском музее».
О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
28 декабря 2024—10 марта 2025
На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского государственного художественного музея. Среди них работы Сергея Герасимова, Юрия Пименова, Александра Лактионова, Георгия Ряжского, Петра Оссовского и других классиков советского искусства.
20 декабря 2024—27 января 2025
Выставка посвящена 70-летию Сергея Курёхина – музыканта, композитора, сценариста и актера, создателя легендарного коллектива «Поп-механика», ставшего одним из важнейших культурных явлений второй половины ХХ века.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея