ENG
Филиалы:

Жизнь замечательных собак

Френц Р.Ф. Две гончие. Начало 1870-х. ГРМ.
17 мая—10 ноября 2025

В некоторых современных заведениях – магазинах, кафе и даже в культурных пространствах – можно увидеть вывеску «Dog friendly», означающую, что к собакам дружелюбны – заходите вместе с ними. В России эта традиция, видимо, появилась благодаря Екатерине Великой. На картине Михаила Щеточникова «Парадная лестница в Академии художеств» в огромном прекрасном пространстве появляется маленькая левретка – в екатерининские времена сама Академия художеств была dog friendly.

Тема выставки раскрывает присутствие собак в русской жизни и в русском искусстве. Речь идет об историческом процессе во всех его проявлениях: от истории государства до истории повседневности. Зритель, обращаясь к образу собаки, открывает многое прежде всего в себе. Собака не только предмет изображения, она и актор художественного процесса. Поэтому на выставке представлены самые разнообразные жанровые, направленческие, историко-культурные и прочие, вплоть до приключенческих, сюжеты.

Уже в ранней Академии художеств XVIII века появился класс «живописи зверей и птиц». У его истоков стоял Иоганн Фридрих Гроот.

Всеобщим предметом изображения стали, разумеется, собаки. В их образах запечатлеваются те черты питомца, которые представляются главными заказчику, владельцу. Задачи более глубокого проникновения в мир собаки принадлежат, пожалуй, следующим поколениям русских художников.

В конце 1800 – начале 1810-х Владимир Боровиковский пишет «Екатерину II на прогулке в Царкосельском парке». Это портрет концептуально не парадный, чем и отличается от череды портретных образов, в которых императрица представала «во славе» – Победительницей, Законодательницей, Просветительницей. В портрете Боровиковского она – ревнительница частной жизни, прогулок на природе, естественных эмоций, уединенных размышлений.

Так же и охотничья тема в русском искусстве носит наджанровый, вбирающий и пейзажное, и портретное, и жанровое начала, характер. Русские классики, писатели и художники, понимали, что без особых отношений между охотником и собакой толка не будет. Конечно, были среди них и записные «охотодельцы» – копирующие действительность, в данном случае охотничьи сцены. Но лучшие мастера «охотились» за другим. Известный анархист князь Кропоткин написал книгу «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса». Взаимопомощь? Разумеется. Но не только. Кажется, что природа, собака, человек чувствующий, восприимчивый, – вот идеальные условия проявления русской души! Недаром русское искусство так и тянет на охотничью тропу (Александр Орловский, Иван Прянишников, Рудольф Френц, Николай Кузнецов, Алексей Кившенко, Николай Сверчков, принадлежащие уже нашему времени Борис Угаров, Александр Герасимов, Иван Ризнич и другие – список экспонентов выставки далеко не полон).

Начало ХХ века – эпоха авангарда: обилие различных направлений, исканий, экспериментов. Искусство как бы пересматривает свои возможности, ищет новые средства выражения, адекватные времени языки. Как себя чувствуют в этом бурном потоке собаки? В искусстве авангарда собака открывает новые планы, очеловечивает формальный эксперимент.

Собака «переходила» из направления в направление, сохраняя свою сущность. В этом плане в эпоху художественных перемен она – «бродячая собака» (к слову, так называлось кафе, в котором в 1911–1915 годах в Петербурге собирались различные деятели и поклонники передового искусства).

Значительная часть произведений, представленных на выставке, создана в ХХ веке и в два десятилетия века нынешнего. И большинство произведений даны «без комментариев»: зрителю предлагается самостоятельно выйти «на охоту» за новыми впечатлениями. Художник и собака прошли большой совместный путь в русском искусстве, и этот путь обещает многие открытия и впредь.

При поддержке Группы Магнезит.

Magnezit_LogoBase_Ru.jpg

Боровиковский В.Л. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. Конец 1800-х - начало 1810-х. ГРМ. Макаров И.К. Портрет графа С.А. Строганова. Конец 1850-х. ГРМ. Серов В.А. Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте. 1900. ГРМ. Серов В.А. Портрет графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона (1887-1967), впоследствии князя Юсупова. 1903. ГРМ. Остроумова-Лебедева А.П. Бобби. 1925. ГРМ. Ермолаева В.М. Иллюстрация к книге В.Ермолаевой Собачки. 1928. ГРМ. Баринов М.Ф. Игрушка. Дама с собачкой. 1957. ГРМ. Овчинников В.А. Базар. 1976. ГРМ.

Выставки
Ассамбляж, объект, инсталляция

Ассамбляж, объект, инсталляция

26 февраля—21 апреля 2025

Русский музей продолжает знакомить посетителей с различными видами и направлениями современного искусства. Выставка прослеживает эволюцию ассамбляжа, объекта и инсталляции в отечественном искусстве. Вызывавшие когда-то шок своей новизной и необычностью, теперь они уже не воспринимаются как «пощечина общественному вкусу» и прочно занимают место на современной арт-сцене.

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского государственного художественного музея. Среди них работы Сергея Герасимова, Юрия Пименова, Александра Лактионова, Георгия Ряжского, Петра Оссовского и других классиков советского искусства.

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее