Летом 2017 года в коллекцию Русского музея поступило в дар обширное собрание произведений разных художников, получившее в историографии название «Архив Лепорской». Архив включает свыше 600 произведений самой Анны Александровны: 512 рисунков, акварелей, гуашей, 10 живописных работ и более 100 изделий из фарфора. Также благодаря этому дару отдел рукописей Русского музея получил документы, связанные с жизнью и деятельностью ряда мастеров авангарда и прежде всего – Государственного музея художественной культуры (ГИНХУКа).
В историю отечественного искусства Лепорская вошла как мастер художественного фарфора. Судьба связала ее с такими художниками, как Казимир Малевич, у которого она училась в 1920-е годы, Вера Ермолаева, Николай Суетин, ученик Малевича, главный художник Ленинградского фарфорового завода на протяжении двух десятилетий (1932-1954). Именно Суетин привлек Лепорскую к работе на фарфоровом заводе. В 1924 году она поступает в качестве аспиранта на Отделение живописной культуры Государственного института художественной культуры, которое возглавлял Малевич. Под его руководством она изучала импрессионизм. Также в группе живописно-пластического реализма с Верой Ермолаевой Лепорская исследовала пластический язык Сезанна и Ван- Гога. На выставке представлены пейзажи конца 1920-х – 1930-х годов, связанные с пластической системой живописно-пластического реализма.
Живописный дебют художницы состоялся только в конце 1978 на персональной выставке в ЛОСХе. В публикациях конца 1970- 1980-х годов и позже – в 1990-е, включая и Энциклопедию русского авангарда (2013), живопись художницы представлена в основном работами постсупрематического характера, подчеркивая, прежде всего, связь с поздним творчеством Малевича. Полученные произведения из «Архива» позволяют более полно оценить живописный талант художницы.
В 1948 году Лепорская была зачислена в штат Ленинградского фарфорового завода. С этого момента работа в фарфоре становится для нее главным видом творчества. На выставке ее работы 1950-х – начала 1960х годов демонстрируют преображение природных форм в формы утилитарного характера (вазы, чайные сервизы, сосуды для вина). Эскизы к этим работам дают возможность проследить, как от первых зарисовок различных натурных объектов художница переходит к лаконичным силуэтам с плавными текучими линиями. В 1959 году Лепорская создала чайно-кофейный сервиз формы «Капля», который положил начало «белой линии» в ее творчестве. С 1960 года Лепорская начала самостоятельно расписывать свои произведения, которые представляли собой только уникальные выставочные экземпляры. На выставке представлены образцы этих работ и эскизы росписей к ним. Экспозицию дополнят семейные фотографии разных лет, избранные документы и письма.
Выставка организована при поддержке: ПАО "Северсталь", АО "Силовые машины", ООО "Лента", Международная золотодобывающая компания Nordgold, компания "Свеза"Императрица Мария Александровна. Империя. Династия. Семья. К 200-летию со дня рождения
3 ноября—12 декабря 2024
Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» и Государственный Русский музей при поддержке Министерства культуры РФ открывают выставку «Императрица Мария Александровна. Империя. Династия. Семья. К 200-летию со дня рождения». Экспозиция посвящена жизни и духовному подвигу, государственному и общественному служению Императрицы Марии Александровны (1824-1880), преданной супруги и сподвижницы Императора Александра II (1818-1881).
Линия. Штрих. Пятно. Рисунок ХХ века из собрания Русского музея
4 октября 2024—15 февраля 2025
Выставка рисунка «Линия. Штрих. Пятно» в залах Русского музея обращается к классическим страницам истории отечественного искусства, к произведениям, составляющим гордость музейного собрания. Представлены лучшие образцы графического искусства ведущих русских и советских мастеров ХХ столетия из собрания Русского музея.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея