Выставка «От Ореста Кипренского до Павла Федотова» знакомит зрителя с лучшими образцами рисунка и акварели первой половины XIX века из собрания Русского музея. На экспозиции представлены около ста произведений, созданных Алексеем Егоровым, Орестом Кипренским, Александром Орловским, братьями Александром и Карлом Брюлловыми, Александром Ивановым, Павлом Федотовым и другими мастерами.
В натурных штудиях и эскизах исторических композиций начала XIX века в полной мере проявился высокий уровень мастерства русской академической школы. Яркие, контрастные акценты света и тени, стремительность карандашных линий и штриховка рождают ощущение спонтанности возникновения образа, его полноты и цельности. Они позволяют составить более достоверное и полное, по сравнению только с картинами, представление о творческом пути и наследии многих художников, таких как Алексей Егоров или Василий Шебуев, Орест Кипренский, Карл Брюллов и других.
Жанровое многообразие, свойственное графике, наиболее полно воплотилось в рисунках Александра Орловского. Этот художник одинаково увлеченно работал над портретами и пейзажами, бытовыми и батальными сценами, карикатурами и шаржами. С портретами Орловского контрастируют произведения Кипренского, виртуозно исполненные и построенные на тончайших нюансах мягких линий и штриховки итальянского карандаша. Среди них особое место занимают изображения участников Отечественной войны 1812 года.
Художники следующего поколения много работали акварелью. Для братьев Александра и Карла Брюлловых акварель стала идеальным воплощением творческих интересов и поисков. Парадные и камерные портреты, жанровые композиции, часто наполненные юмором, а также их итальянские пейзажи, в которых вполне узнается «авторский почерк», относятся к самым значительным явлениям в истории русской акварели.
Увлечение «итальянским жанром» не миновал и Александр Иванов. Акварели «Жених, покупающий кольцо для невесты», «Ave Maria», «Октябрьский праздник в Риме» входят в цикл работ, исполненных в годы пребывания в Италии.
Историю русского рисунка и акварели первой половины XIX столетия завершает творчество Павла Федотова. Как жанрист он сосредоточился на сюжетах из русской жизни, расширяя привычный ранее круг персонажей, внося нотки сатиры и пронзительного трагизма.
За рамками выставки остались тысячи произведений и десятки имен художников, и в будущем возможны новые экспозиции и новые открытия для знатоков и любителей старого искусства.
Возрастное ограничение: 16+
20 декабря 2024—17 марта 2025
На выставке, приуроченной к 300-летию Академии наук, представлены иллюстрированные академические издания середины XVIII века
из собрания Русского музея.
Русская академическая живопись второй половины XVIII – первой половины XIX века
5 декабря 2024—31 мая 2025
Русскому музею принадлежит блистательная коллекция произведений отечественного академического искусства. На выставке в Михайловском замке посетители смогут увидеть знаменитые шедевры Григория Угрюмова, Владимира Боровиковского, Сильвестра Щедрина, Федора Бруни, Ореста Кипренского, Александра Иванова и других выдающихся мастеров отечественного искусства.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея