ENG
Филиалы:

Парадные залы Михайловского замка.

Парадные залы Михайловского замка.
Постоянная экспозиция

19 мая 2021 года парадные залы в Михайловском замке открылись после масштабной реставрации. С 31 августа 1951 года помещения бывших парадных залов императора Павла I в Михайловском замке были переданы Центральной военно-морской библиотеке для размещения книжных фондов. ЦВМБ занимала на территории филиала Русского музея «Михайловский замок» помещения общей площадью 2231 кв. м, располагалась в лучших парадных залах бывшей резиденции императора Павла I.

ЦВМБ была основана в 1799 году. На сегодняшний день ее фонды насчитывают около 1 200 000 единиц хранения, в том числе около 30 % дореволюционных изданий XVIII – XIX веков, являющихся библиографической редкостью. Окончательное решение о переезде библиотеки в феврале 2018 года было принято при содействии министра культуры РФ  В.Р. Мединского. Переезд всех фондов библиотеки был осуществлен силами Главного командования Военно-Морского флота в течение одного месяца. Сразу после переезда библиотеки Русский музей начал реставрацию залов.

Большой Тронный зал

Большой Тронный зал императора Павла I в Михайловском замке был создан в 1798-1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны (1741-1820). Однако, в связи с кратковременностью пребывания государя в замке, официальные церемонии и парадные аудиенции при Павле I в зале не проводились.

Во времена Павла I стены зала были затянуты зелёным бархатом с золотым шитьём, а в глубине длинного двусветного пространства ярким пятном выделялся трон императора под пунцовым балдахином, установленный у восточной стены на возвышении из восьми ступенек.

В центре потолка находился живописный плафон из двух частей, написанный на холсте итальянским художником Джузеппе Валериани [1708(?) – 1761], представляющий «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы».  Перекрытие зала оформляла богатая лепнина.

Во фризе, проходившем под потолком по периметру зала, помещались 76 живописных вставок с изображениями гербов российских городов и губерний. В нишах над дверями были установлены шесть беломраморных античных бюстов римских императоров и их жен.

В марте 1801 года, на следующий день после гибели Павла I, императорская семья покинула замок, и впоследствии здание было передано в ведение Гоф-Интендантской конторы. В ноябре того же года личным указанием Александра I в здании была выделена квартира для проживания инженер-генерала Петра Корнилиевича Сухтелена. В число помещений, занятых им, вошёл и бывший Большой Тронный зал, где разместилась уникальная библиотека генерала, впоследствии пополнившая фонды Императорской публичной библиотеки.        

Роскошное, шитое золотом бархатное убранство стен в 1809 году было увезено в Тверь «для убранства тамошнего дворца» (Путевой дворец).

В 1820-х годах, после переселения в здание Главного Инженерного училища, в зале разместился Архив Инженерного департамента, для нужд которого были изготовлены двухъярусные книжные шкафы, разместившиеся вдоль северной стены помещения. Шкафы сохранились до настоящего времени.

В 1957 году бывший Большой Тронный зал вошел в состав помещений, предоставленных въехавшей в здание Центральной военно-морской библиотеке, которая покинула замок лишь в 2018 году.

В 2019-2020 годах осуществлена комплексная реставрация Большого Тронного зала Павла I с воссозданием бархатного убранства стен, изготовленного по историческим образцам в Париже, на ткацкой мануфактуре, имеющей традиции шелкопрядения XVIII-XIX вв. (цвет приближен к характерным цветам конца XVIII в.). Отреставрированы два потолочных плафона, 32 сохранившихся герба российских городов и губерний во фризе под потолком и воссозданы недостающие. По чертежу начала XIX века воссоздана печь с облицовкой искусственным мрамором, увенчанная бронзовым орлом и декорированная золочеными бронзовыми накладками. В нишах над дверями установлены копии бюстов императоров, упомянутых в описях дворца. Проведена тщательная реставрация деревянных книжных шкафов, отделанных шпоном волнистой березы, с воссозданием утрат. Отреставрирована люстра XIX века, воссозданы золоченые бронзовые бра на стенах зала и на печи. В дальнейшем предполагается исполнение точной копии трона императора Павла I.

Смотреть презентацию

Воскресенский зал

Воскресенский зал Михайловского замка (другие названия – Белый, Большой, Кавалергардский) открывает анфиладу парадных апартаментов императора Павла I. Огромное по размерам, двусветное, прямоугольное в плане помещение, созданное в 1798-1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны (1741-1820), предназначалось для проведения балов в дни праздников, а также официальных приемов, на которые собирались иностранные послы и министры.

Здесь в середине марта 1801 года было выставлено для прощания тело почившего императора Павла I.

При императоре Павле I стены зала были облицованы желтым с темными пятнами искусственным мрамором. В специально подготовленных нишах размещались большие живописные полотна исторического содержания, запечатлевшие знаковые события российской истории. Всего картин было шесть: «Крещение великого князя Владимира» и «Победа Дмитрия Донского над татарами» [художник Джон Август  Аткинсон (1775-не ранее 1831), ГТГ], «Взятие Казани Иваном Грозным» и  «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» [художник Григорий Иванович Угрюмов (1764-1823), ГРМ], «Полтавская баталия» [художник Василий Козьмич Шебуев (1777-1855), местонахождение неизвестно], «Соединение российского и турецкого флота и проход его через Босфор» [художник Василий Петрович Причетников (1767-1809), местонахождение неизвестно]. Сюжеты картин были определены лично императором Павлом I.

Перекрытие зала украшал плафон аллегорического содержания. У торцевых стен размещались камины, выполненные из серого мрамора «на шести дорических колоннах». Зал освещался четырьмя большими бронзовыми фонарями с выпуклыми стеклами. В настоящее время один из сохранившихся фонарей Воскресенского зала размещен в Тронном зале Павловского дворца.

После выезда из замка императорской семьи зал использовали под склад, где хранились «астрономические инструменты». В 1819 году здесь разместили канцелярию, архив и книгохранилище Комиссии Духовных училищ. После переезда в 1820-х годах в Михайловский замок Главного Инженерного училища, - расположилось Управление Инженерного департамента.

В начале XX века этот зал над Воскресенскими воротами использовали «для занятий юнкеров». В начале 1950-х годов он стал «физкультурным» для курсантов училища им. Ф.Э. Дзержинского, факультеты которого размещались в это время в Инженерном замке. Позднее, в 1960-е годы, зал переоборудовали под книгохранилище Центральной военно-морской библиотеки, которая покинула здание лишь в 2018 году.

В 2019-2020 годах осуществлена комплексная реставрация Воскресенского зала, находившегося до этого в аварийном состоянии. В процессе реставрации воссоздан плафон времени размещения в нем Инженерного училища, восстановлена облицовка стен искусственным мрамором по сохранившимся и найденным при расчистке образцам, воссозданы камины на торцевых стенах, возвращены на свои исторические места две картины Г.И. Угрюмова, хранящиеся в ГРМ. Картины, написанные для Воскресенского зала Дж.-А. Аткинсоном, принадлежат Государственной Третьяковской галерее. В настоящее время они находятся на реставрации. Представление о них дают специально подготовленные воспроизведения с оригиналов. 

Смотреть презентацию

Галерея арабесок Михайловского замка

Интерьер Галереи арабесок Михайловского замка создан в 1798-1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны (1741-1820) в подражание знаменитым Лоджиям Рафаэля в Ватикане. Галерея входила в состав парадных апартаментов императора Павла I и была одним из самых нарядных и эффектных помещений дворца.

После гибели Павла I и выезда из замка императорской семьи, первоначальное убранство Галереи было утрачено. При вселении в 1822 году в бывший императорский дворец Главного Инженерного училища в этом зале расположилась Чертежная, стены которой были покрашены светло-зеленой  краской.

В 1843 году по проекту архитекторов Таманского П.И. и Нечогина, служивших в Инженерном департаменте, пять ниш продольной стены, в которых прежде помещались статуи, были превращены в окна.

Данная ситуация сохранялась в бывшей Галерее арабесок в течение века. В 1960-х годах здесь разместился читальный зал Центральной военно-морской библиотеки, въехавшей в здание. В это время на месте центрального окна продольной стены был устроен дверной проем.

При Павле I пространство Галереи делилось на семь частей с одним окном в каждой шестью подпружными арками, повторяя архитектурное построение Лоджий в Риме. Однако в отличие от них в петербургской постройке стена Галереи, противоположная окнам, имела пять полуциркульных ниш для установки статуй. Скульптуры были скопированы в Риме с античных оригиналов. В настоящее время две из них: «Аполлино» и «Германик» находятся в Государственном Эрмитаже, местонахождение остальных статуй неизвестно.

Перекрытие и стены зала во времена Павла I были расписаны художниками итальянского происхождения Антонио Виги и Пьетро Скотти, приглашенными В. Бренной и надолго оставшимися в России.

 В 2019-2020 годах произведена первая очередь восстановительных работ в Галерее арабесок с тщательной расчисткой и реставрацией барельефов над окнами и старинных, украшенных искусной резьбой дверей, размещающихся в торцевых стенах, со вставкой зеркальных стекол, воссозданием обнаруженного искусственного мрамора на пилястрах, ложных окон с зеркалами. В настоящее время ведутся дополнительные проектно-исследовательские работы по воссозданию в зале позолоты и настенных росписей. 

Смотреть презентацию

Покои камер-фрейлины А.С. Протасовой

Помещения, расположенные в южной части бельэтажа восточного фасада дворца, выходящие окнами в сторону реки Фонтанки, занимала во времена Павла I камер-фрейлина Анна Степановна Протасова (1745-1826).

Расположение отведенных А.С. Протасовой комнат, в состав которых входили: Гостиная, Спальня, Диванная, Столовая и другие, носило анфиладный характер. Интерьерам были свойственны камерность и лаконичность архитектурного решения: потолки были расписаны орнаментами, а стены, в основном, затянуты ткаными обоями.

В начале XIX века, после выезда из замка императорской семьи, покои камер-фрейлины вплоть до 1817 года входили в состав помещений, отведенных для проживания генерала Петра Корнилиевича Сухтелена. В комнатах Протасовой он разместил свою обширную коллекцию западноевропейской живописи.

При передаче в 1822 году здания Инженерному ведомству бывшие покои камер-фрейлины переоборудовали в модельные комнаты Инженерного училища, где были выставлены макеты крепостей, являвшиеся учебными пособиями для юнкеров. Для удобства их размещения часть поперечных стен комнат в 1843 году была разобрана, первоначальная отделка интерьеров была утрачена. В таком виде помещения просуществовали более ста лет.

В конце 1950-х годов они были переданы переведенной в замок Центральной военно-морской библиотеке. Здесь разместился фонд редкой книги. Покинула библиотека здание в 2018 году.

Реставрация бывших покоев камер-фрейлины А.С. Протасовой проведена в 2019-2020 годах с ориентацией на планировку и состояние интерьеров середины XIX столетия. 

Смотреть презентацию

Комнаты обер-шталмейстера графа И.П. Кутайсова

Комнаты, располагавшиеся на первом этаже восточного корпуса Михайловского замка, окнами в сторону реки Фонтанки в павловское время занимал обер-шталмейстер И.П. Кутайсов.

Апартаменты Кутайсова, в состав которых входили 9 комнат (Передняя, Гостиная, Диванная, Спальня, Детская, Кабинет, Будуар, Уборная и другая Передняя) носили анфиладный характер. В четырех помещениях были устроены антресольные этажи. Стены всех комнат были затянуты ткаными обоями, а потолки, в основном, расписаны орнаментами.

После выезда из замка императорской семьи, весной 1801 года комнаты занял генерал-майор Иван Иванович Дибич (1737 – 1822) с семейством. При переезде в 1822 году в здание Михайловского замка Главного инженерного училища часть комнат бывшей квартиры Кутайсова была передана его госпиталю. В конце XIX века здесь была устроена Столовая училища, для чего предварительно разобрали перегородки между шестью комнатами. Существовавшие при Кутайсове антресоли и лестницы, ведущие на них, были разобраны. В течение XIX века интерьеры перестраивались и изменялись.

В 1950-х годах бывшие комнаты И.П. Кутайсова в числе других помещений замка были переданы Центральной военно-морской библиотеке, которая покинула замок в 2018 году.

Реставрация бывших покоев графа И.П. Кутайсова проведена в 2019-2020 годах, опираясь на планировку и состояние интерьеров конца XIX столетия.

Смотреть презентацию

Комнаты обер-гофмаршала А.Л. Нарышкина

Комнаты на первом этаже Михайловского замка с окнами, выходящими на Воскресенский канал, в павловское время занимал обер-гофмаршал и директор Императорских театров Александр Львович Нарышкин (1760-1826).

Апартаменты А.Л. Нарышкина состояли из трех комнат c антресолями и имели выход через коридор в пропилеи главного проезда в Большой двор замка. С обеих стороны покои обер-гофмаршала ограничивались лестницами, ведущими из цокольного этажа до антресолей. Комнаты были отделаны весьма скромно. Стены были затянуты ткаными обоями, а потолки просто выбелены. В Передней размещались четырнадцать картин.

После выезда из замка императорской семьи, комнаты А.Л. Нарышкина весной 1801 года вошли в состав помещений, занимаемых генерал-майором Иваном Ивановичем Дибичем (1737 – 1822) с семейством.

После переезда в 1822 году в здание Главного инженерного училища в комнатах Нарышкина разместилась одна из рот юнкеров. В конце XIX века помещения были приспособлены под квартиру командира батальона, позднее – квартиру начальника училища. К этому времени антресоли и лестницы, существовавшие при А.Л. Нарышкине, были ликвидированы. На месте лестниц устроили комнаты. Интерьеры были перестроены.

В 1950-х годах покои Нарышкина в числе других помещений замка передаются в ведение Центральной военно-морской библиотеки.  Покинула библиотека здание только в 2018 году. К этому времени от апартаментов Нарышкина остался лишь первоначальный объем помещений, измененных за прошедшее время вследствие произведенных перестроек. Изменилось и художественное оформление интерьеров, связанное с ликвидацией убранства стен ткаными обоями. От архитектурной отделки остались лишь фрагменты в виде простых профилированных карнизов.

Реставрация бывших покоев Нарышкина произведена в 2019-2020 годах, опираясь на планировку и состояние интерьеров конца XIX века.

Смотреть презентацию

Выставки
Рисунки и акварели передвижников

Рисунки и акварели передвижников

21 марта—8 июля 2024

На выставке представлены графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок, так и художниками младшего поколения. Графические работы передвижников дополняют представление о творчестве художников, чьи живописные полотна становились событиями в жизни общества.

Заказать билеты

Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны. 1744 г.

Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны. 1744 г.

3 января—1 апреля 2024

Традиция создания коронационных альбомов – изданий с подробным иллюстрированным описанием церемонии коронации и всех торжественных мероприятий, связанных с ней, появилась в России в ХVIII в. На выставке экспонируется три альбома из собрания Русского музея.

Заказать билеты

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее