ENG
Филиалы:

Василий Семенович Садовников. Акварелист пушкинской эпохи

В.С. Садовников. Торжественный въезд принцессы Александры Саксен-Альтенбургской в Петербург. 1847. Бумага, акварель, золотая акварельная краска
5 апреля—14 июля 2025

16 декабря (по старому стилю) 2025 года исполняется 225 лет со дня рождения одного из известных русских акварелистов XIX века – Василия Семеновича Садовникова (18001879). Его художественное наследие значительно и находится во многих музеях России и за рубежом. Государственный Русский музей обладает самой крупной коллекцией произведений мастера. Она состоит из его станковых акварелей, многочисленных эскизов и набросков, выполненных акварелью и графитным карандашом, а также одной картины маслом и литографии. В музее хранится ряд гравюр, выполненных по рисункам Садовникова.

Василий Семенович Садовников родился в семье дворовых крепостных крестьян княгини Н.П. Голицыной, послужившей прообразом старой графини в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Место его рождения неизвестно, но по переписи подушного податного населения семья его отца была приписана к деревне Месничи (Местничи) Мещовского уезда Калужской губернии, где располагалась усадьба княгини – Городня. Специального художественного образования Садовников не получил, «занимался сам собой», как отмечал художник.

Самые ранние акварели Садовникова относятся к 1820-м годам, сделаны на даче графов Строгановых на Черной речке и в их усадьбе Марьино под Тосной. В этот же период молодой художник исполнял видовые рисунки для Общества поощрения художников и пробовал силы в литографии.

Важным событием в творчестве Садовникова стало создание панорамы Невского проспекта по заказу комиссионера Общества поощрения художников, издателя А.М. Прево. В 1830 году была издана северная сторона проспекта, а в 1835 году – его южная сторона. Общая длина панорамы составила почти 16 метров. Литографии выполнили Илья и Петр Ивановы. Дух пушкинского времени отражен в этом прославленном документально-художественном произведении.

В январе 1838 года, после смерти княгиня Н.П. Голицыной В.С. Садовников со своей семьей получил вольную. В том же году Совет Академии художеств удостоил его звания свободного неклассного художника за акварельный перспективный вид Академической парадной лестницы с натуры (ГМИИ имени А.С. Пушкина). Произведение экспонировалось на выставке в Академии художеств и привлекло внимание Николая I, который «весьма его хвалил» и назначил художнику аудиенцию в Аничковом дворце.

Вероятно, в те же годы Василий Садовников написал акварель «Михайловский дворец в Петербурге. Белый зал» (ГНИМА имени А.В. Щусева). Это первое изображение Белой гостиной Михайловского дворца, ее интерьер вызывал восхищение современников.

С той поры художник выполняет многочисленные императорские заказы: пишет петербургские виды, связанные с появлением новых гражданских и церковных зданий и других сооружений, с различными важными событиями в жизни северной столицы. В 1847 году он исполнил несколько акварельных видов Петербурга и его окрестностей для императорского подарка английской королеве, три из них представлены на выставке (Государственный Эрмитаж).

В.С. Садовников много работал по частным заказам. Он принял участие в создании акварелей для литографированного альбома «Album de Wilna», издававшегося Я.К. Вильчинским. В 18461848 годах художник побывал в городах Вильне, Ревеле, Ковно и их пригородах и сделал множество натурных зарисовок и станковых акварелей, опубликованных Вильчинским.

1850–1860-е годы художник регулярно выезжал в загородные императорские резиденции. В собрании Русского музея хранятся акварельные пейзажи Елагина острова, Павловска, Царского Села, Петергофа, Гатчины, усадьбы Гостилицы и дачи княгини З.И. Юсуповой в Гельсингфорсе.

Начиная с 1850-х годов Василий Садовников все чаще обращается к интерьерному жанру. В 1852–1854 годах он исполнил акварельную серию интерьеров Юсуповского дворца на Мойке, а в 1860-е годы – серию видов дома княгини З.И. Юсуповой на Литейном проспекте.

Художник работал до глубокой старости. Его брат П.С. Садовников отмечал, «что Василий никогда не расставался с карандашом и бумагой, четвертушками или даже осьмушками (1/8 листа), которыми были забиты его карманы, и рисовал везде и всегда».

В.С. Садовников прошел большой сложный творческий путь, сквозной темой его стал Петербург, с которым художник сроднился и который воспел в сотнях своих акварелей.

Государственный Русский музей благодарит за участие в выставке Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный музей-заповедник «Царское Село» и Алексея Георгиевича Егорова, предоставившего произведение из своего собрания.

Выставка организована при поддержке: ПАО «Северсталь»БФ «Доброта Севера»АО «Силовые машины»ООО «Лента»Nordgold, компании «СВЕЗА», туристической компании FUN&SUN и сети клиник «Скандинавия» и «Скандинавия АВА-Петер».

Лого. Северсталь.jpgлого Доброта Севера для отдела координации научной работы.jpgЛого. Силовые машины.jpg

Лого. Лента.jpgЛого. Нордголд.jpgЛого. Свеза.jpg

         Logo Fun&Sun color.jpg         Скандинавия_лого (1).jpg

В.С. Садовников. Дворцовый запасной дом на Дворцовой на набережной в Петербурге. 1860. Бумага, акварель, белила В.С. Садовников. Дом Голландской церкви. Фрагмент Панорамы Невского проспекта в Петербурге. Первая половина 1830-х. Бумага, тушь В.С. Садовников. Улица Святого Яна в Вильне. 1847. Бумага, акварель, белила, лак В.С. Садовников. Благотворительный базар в Банкетном (Белоколонном) зале Юсуповского дворца в Петербурге. 1854. Бумага, акварель, белила В.С. Садовников. Интерьер домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. 1861 Из серии «Виды дома графини З.И. де Шово-Нарышкиной на Литейном проспекте в Петербурге». Конец 1850-х – 1860-е. Бумага, акварель, белила

Выставки
Иван Похитонов. К 175-летию со дня рождения

Иван Похитонов. К 175-летию со дня рождения

30 апреля—18 августа 2025

Русский музей представляет первую в Санкт-Петербурге выставку замечательного русского пейзажиста, передвижника Ивана Павловича Похитонова (1850–1923). В состав выставки включены около 150 картин, рисунков и произведений декоративно-прикладного искусства. Выставка показывает художника не только как пейзажиста, но и как жанриста, портретиста и создателя росписей на керамике.

Заказать билеты

К 300-летию Академии наук. Иллюстрированные академические издания середины XVIII века  из собрания Русского музея

К 300-летию Академии наук. Иллюстрированные академические издания середины XVIII века из собрания Русского музея

20 декабря 2024—16 июня 2025

На выставке, приуроченной к 300-летию Академии наук, представлены иллюстрированные академические издания середины XVIII века
из собрания Русского музея.

Заказать билеты

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее