16 декабря (по старому стилю) 2025 года исполняется 225 лет со дня рождения одного из известных русских акварелистов XIX века – Василия Семеновича Садовникова (1800–1879). Его художественное наследие значительно и находится во многих музеях России и за рубежом. Государственный Русский музей обладает самой крупной коллекцией произведений мастера. Она состоит из его станковых акварелей, многочисленных эскизов и набросков, выполненных акварелью и графитным карандашом, а также одной картины маслом и литографии. В музее хранится ряд гравюр, выполненных по рисункам Садовникова.
Василий Семенович Садовников родился в семье дворовых крепостных крестьян княгини Н.П. Голицыной, послужившей прообразом старой графини в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Место его рождения неизвестно, но по переписи подушного податного населения семья его отца была приписана к деревне Месничи (Местничи) Мещовского уезда Калужской губернии, где располагалась усадьба княгини – Городня. Специального художественного образования Садовников не получил, «занимался сам собой», как отмечал художник.
Самые ранние акварели Садовникова относятся к 1820-м годам, сделаны на даче графов Строгановых на Черной речке и в их усадьбе Марьино под Тосной. В этот же период молодой художник исполнял видовые рисунки для Общества поощрения художников и пробовал силы в литографии.
Важным событием в творчестве Садовникова стало создание панорамы Невского проспекта по заказу комиссионера Общества поощрения художников, издателя А.М. Прево. В 1830 году была издана северная сторона проспекта, а в 1835 году – его южная сторона. Общая длина панорамы составила почти 16 метров. Литографии выполнили Илья и Петр Ивановы. Дух пушкинского времени отражен в этом прославленном документально-художественном произведении.
В январе 1838 года, после смерти княгиня Н.П. Голицыной В.С. Садовников со своей семьей получил вольную. В том же году Совет Академии художеств удостоил его звания свободного неклассного художника за акварельный перспективный вид Академической парадной лестницы с натуры (ГМИИ имени А.С. Пушкина). Произведение экспонировалось на выставке в Академии художеств и привлекло внимание Николая I, который «весьма его хвалил» и назначил художнику аудиенцию в Аничковом дворце.
Вероятно, в те же годы Василий Садовников написал акварель «Михайловский дворец в Петербурге. Белый зал» (ГНИМА имени А.В. Щусева). Это первое изображение Белой гостиной Михайловского дворца, ее интерьер вызывал восхищение современников.
С той поры художник выполняет многочисленные императорские заказы: пишет петербургские виды, связанные с появлением новых гражданских и церковных зданий и других сооружений, с различными важными событиями в жизни северной столицы. В 1847 году он исполнил несколько акварельных видов Петербурга и его окрестностей для императорского подарка английской королеве, три из них представлены на выставке (Государственный Эрмитаж).
В.С. Садовников много работал по частным заказам. Он принял участие в создании акварелей для литографированного альбома «Album de Wilna», издававшегося Я.К. Вильчинским. В 1846–1848 годах художник побывал в городах Вильне, Ревеле, Ковно и их пригородах и сделал множество натурных зарисовок и станковых акварелей, опубликованных Вильчинским.
1850–1860-е годы художник регулярно выезжал в загородные императорские резиденции. В собрании Русского музея хранятся акварельные пейзажи Елагина острова, Павловска, Царского Села, Петергофа, Гатчины, усадьбы Гостилицы и дачи княгини З.И. Юсуповой в Гельсингфорсе.
Начиная с 1850-х годов Василий Садовников все чаще обращается к интерьерному жанру. В 1852–1854 годах он исполнил акварельную серию интерьеров Юсуповского дворца на Мойке, а в 1860-е годы – серию видов дома княгини З.И. Юсуповой на Литейном проспекте.
Художник работал до глубокой старости. Его брат П.С. Садовников отмечал, «что Василий никогда не расставался с карандашом и бумагой, четвертушками или даже осьмушками (1/8 листа), которыми были забиты его карманы, и рисовал везде и всегда».
В.С. Садовников прошел большой сложный творческий путь, сквозной темой его стал Петербург, с которым художник сроднился и который воспел в сотнях своих акварелей.
Государственный Русский музей благодарит за участие в выставке Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный музей-заповедник «Царское Село» и Алексея Георгиевича Егорова, предоставившего произведение из своего собрания.
Выставка организована при поддержке: ПАО «Северсталь», БФ «Доброта Севера», АО «Силовые машины», ООО «Лента», Nordgold, компании «СВЕЗА», туристической компании FUN&SUN и сети клиник «Скандинавия» и «Скандинавия АВА-Петер».
Иван Похитонов. К 175-летию со дня рождения
30 апреля—18 августа 2025
Русский музей представляет первую в Санкт-Петербурге выставку замечательного русского пейзажиста, передвижника Ивана Павловича Похитонова (1850–1923). В состав выставки включены около 150 картин, рисунков и произведений декоративно-прикладного искусства. Выставка показывает художника не только как пейзажиста, но и как жанриста, портретиста и создателя росписей на керамике.
20 декабря 2024—16 июня 2025
На выставке, приуроченной к 300-летию Академии наук, представлены иллюстрированные академические издания середины XVIII века
из собрания Русского музея.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея