ENG
Филиалы:
Поп-Механика Сергея Курёхина
Мраморный дворец

Поп-Механика Сергея Курёхина

20 декабря 2024—27 января 2025

Выставка посвящена 70-летию Сергея Курёхина – музыканта, композитора, сценариста и актера, создателя легендарного коллектива «Поп-механика», ставшего одним из важнейш...

Русское Рождество
Корпус Бенуа

Русское Рождество

28 декабря 2024—26 января 2025

Русский музей с удовольствием разделяет праздничную радость Рождества Христова со своими гостями! В экспозицию вошли иконописные памятники, живопись, графика, скульптура и дек...

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...


/ / / Уникальная возможность увидеть шедевры русской академической живописи в Михайловском (Инженерном) замке
Часы работы музея
Михайловский замок

На информационной стойке вы можете узнать о режиме работы музея, временных выставках, мероприятиях, лекциях, занятиях и концертах, проходящих в Русском музее.


Понедельник 10:00—18:00
Михайловский дворец и корпус Бенуа работают по понедельникам до 20:00
Вторник Выходной день
Среда 10:00—18:00
Четверг 10:00—18:00
Пятница 10:00—18:00
Суббота 10:00—18:00
Воскресенье 10:00—18:00

31 декабря и 1 января музей закрыт.

Как добраться

загрузка карты...

Санкт-Петербург, ул. Садовая, 2

Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
Автобус: №3, №22, №27, №49, К212
Троллейбус: №5, №22

Уникальная возможность увидеть шедевры русской академической живописи в Михайловском (Инженерном) замке - События

4 декабря 2024—4 декабря 2024

Русский музей предоставляет посетителям великолепную возможность увидеть выдающиеся произведения академической живописи конца XVIII - первой половины XIX века, перемещенные из основной экспозиции Михайловского дворца на время юбилейной выставки «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова» в бывшие Константиновские покои Михайловского (Инженерного) замка. Перед зрителями предстанут как знаменитые шедевры Григория Угрюмова, Владимира Боровиковского, Сильвестра Щедрина, Федора Бруни, Ореста Кипренского, Александра Иванова и других великих мастеров отечественного искусства, так и редко экспонируемые произведения художников академического направления из фондов Русского музея.

Увидеть хрестоматийные шедевры коллекции Русского музея в интерьерах Михайловского (Инженерного) замка можно уже с 5 декабря.

Вторая половина XVIII - первая половина XIX столетия стала «золотым веком» российского академического художественного образования. В эту эпоху в стенах Академии художеств обучались и преподавали прославленные мастера, работавшие в жанрах исторической картины, портрета, пейзажа. Именно им было суждено вывести русскую живопись на качественно новый уровень, сделать ее неотъемлемой частью мирового художественного процесса. Имена Ореста Кипренского, Александра Иванова, Федора Бруни стали известны далеко за пределами России.

Русскому музею принадлежит блистательная коллекция произведений отечественного академического искусства. Традиционные со времен самых первых европейских Академий, сюжеты из Библии и Евангелия, мифологии и истории, деяния великих правителей предоставляли живописцам широкие возможности для демонстрации своего выдающегося мастерства. Особое место принадлежало, конечно же, сюжетам из отечественной истории.

Михайловский (Инженерный) замок – памятник архитектуры XVIII – XIX веков, в создании и оформлении которого принимали участие многие воспитанники Академии художеств. Именно в его залах предстанут подлинные шедевры академического искусства второй половины XVIII – первой половины XIX века. Среди них – являющиеся визитными карточками собрания Русского музея «Испытание силы Яна Усмаря» (1796-1797) Григория Угрюмова, «Портрет князя Александра Куракина» (1799) Владимира Боровиковского, «Портрет Евграфа Давыдова» (1809) Ореста Кипренского, «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824)«Явление Христа Марии Магдалине» (1835)

           В академической среде главенствующее положение всегда занимал исторический жанр. Художники обращались к темам из античной истории, однако, чаще всего воспроизводили в качестве программ события отечественного прошлого. В экспозиции можно увидеть знаменитые патриотические полотна, основанные на сюжетах из славной русской истории, среди которых «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году» (около 1810-х) и «Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей в 1022 году» (1812) «Марфа Посадница» (1808) Дмитрия Иванова. В этих картинах художники не только обращались к иллюстрации истории Родины, но откликались и на актуальные события. К примеру, полотно Михаила Тихонова «Расстрел французами русских патриотов в Москве в 1812 году» (1813) создано на современный художнику сюжет.

           Античная мифология служила неисчерпаемым источником тем для художников-академистов. По классическим канонам в конце XVIII – начале XIX века создавались великолепные полотна, среди которых украшающие экспозицию «Меркурий и Аргус» (1776) «Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели» (1821)

         Подлинных высот мастерства достигли академисты в изображении библейских и евангельских сюжетов. Свидетельством тому, например, представленная в экспозиции картина «Сусанна и старцы» (1831) – вершина творчества Григория Лапченко. Значительнейшей фигурой в ряду живописцев первой половины XIX века является Александр Иванов. В последнем зале экспозиции представлены крупнейшие достижения его творческого гения – «Явление Христа Марии Магдалине» (1835) и «Явление Христа народу» (1836 - не позднее 1855). К последнему полотну художник создал множество демонстрируемых вместе с ним этюдов и эскизов, представляющих огромную ценность и как самостоятельные произведения.

         Отдельные залы отведены для показа произведений двух крупнейших портретистов своего времени – Владимира Боровиковского и Ореста Кипренского. В творчестве Боровиковского высшей точки развития достиг на рубеже XVIII и XIX веков русский парадный портрет («Портрет Павла I», 1800). Образцом семейного портрета эпохи классицизма является изображение графини А.И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой (1803) кисти Боровиковского.

Орест Кипренский – величайший мастер портрета романтической эпохи. Символом романтического героя стал созданный им образ гусарского полковника Евграфа Давыдова (1809). К шедеврам искусства Кипренского принадлежат портреты Екатерины Авдулиной (1822-1823) и скульптора Бертеля Торвальдсена (1833).

В зале пейзажа можно увидеть, в частности, блистательные творения Сильвестра Щедрина, по праву считавшегося новатором не только в русском, но и европейском искусстве, одним из первых, кто серьезно заинтересовался проблемами пленэра в живописи.

В.Л. Боровиковский. Портрет графини А.И. Безбородко с дочерьми. Холст, масло. 134 х 104,5

В.Л. Боровиковский. Портрет графини А.И. Безбородко с дочерьми. Холст, масло. 134 х 104,5

О. Кипренский. Портрет Е.В. Давыдова. 1809. Х., м. 162 х 116

О. Кипренский. Портрет Е.В. Давыдова. 1809. Х., м. 162 х 116

Орест Кипренский. Портрет А.Р. Томилова. 1808. Х., м. 68 х 55.5

Орест Кипренский. Портрет А.Р. Томилова. 1808. Х., м. 68 х 55.5

А.Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835. Холст, масло. 242х321

А.Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835. Холст, масло. 242х321

Григорий Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря. 1796-1797. Х.,м. 283 х 404. ГРМ.

Григорий Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря. 1796-1797. Х.,м. 283 х 404. ГРМ.

В.Л.Боровиковский. Портрет Е.П. Арсеньевой. Середина 1790-х. Холст, масло.71,5х56

В.Л.Боровиковский. Портрет Е.П. Арсеньевой. Середина 1790-х. Холст, масло.71,5х56



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее