ENG
Филиалы:

Выставка к 250-летию Академии художеств

К.Брюллов. Нарцисс, смотрящийся в воду. 1819. Холст, масло. 162 х 209,
18 мая 2007—4 сентября 2007
Выставка "Академия художеств. 1757 — 2007. К 250-летию со дня основания" посвящена юбилею Императорской Академии художеств, учрежденной в Санкт-Петербурге решением Сената 6 ноября 1757 года. Инициатором основания Академии стал известный меценат и коллекционер граф Шувалов Иван Иванович, портрет которого кисти А. Лосенко будет представлен на выставке. Именно И. И. Шувалов в 1758 году подарил Академии свою прекрасную художественную коллекцию, положив этим начало будущему музею Академии. 4 ноября 1764 года императрица Екатерина II подписала Указ об основании в Санкт-Петербурге "Императорской Академии трех знатнейших художеств — живописи, скульптуры и архитектуры, с Воспитательным при оной Академии училищем", а также новый Устав Академии. Торжественное открытие Академии состоялась 7 июля 1765 года. В марте 1763 года Академию возглавил сподвижник Екатерины II, действительный тайный советник Иван Иванович Бецкой (1704-1795). Увлеченный идеей создания "новой породы людей", Бецкой стал инициатором приема в Академию художеств мальчиков шести лет от роду. Академия была закрытым учебным заведением, "отворявшимся" лишь в дни публичных выставок, и по замыслу Бецкого юные воспитанники, огражденные от повседневности, должны были являть пример совершенного человека, воспитанного на началах просвещения, разума, гражданских доблестей. Приглашенных И. Шуваловым профессоров-иностранцев постепенно сменили русские мастера. Так классом исторической живописи в свое время руководили А. Лосенко, Г. Козлов, П. Соколов, Г. Угрюмов, А. Иванов, А. Егоров, В. Шебуев, К. Брюллов, Ф. Бруни, А. Марков. Не менее известными живописцами были и руководители портретного класса — К. Головачевский, Д. Левицкий, С. Щукин, А. Варнек. На выставке будет широко представлена русская историческая живопись XVIII — первой половины XIX века, в том числе "Каин" — фундаментальное произведение основоположника русской академической художественной школы А. Лосенко, "Испытание силы Яна Усмаря" Г. Угрюмова, "Единоборство князя Мстислава Всеволодовича Удалого с косожским князем Редедей в 1022 году" А. Иванова, "Истязание Спасителя" А. Егорова, "Последний день Помпеи" К. Брюллова и его же раннее полотно "Нарцисс", "Смерть Камиллы, сестры Горация" и "Медный змий"Ф. Бруни. Большинство этих произведений входит в постоянную экспозицию музея. В состав экспозиции войдут портреты лучших художников и педагогов из так называемого "Зала Совета" Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. В их числе портреты строителя Академии — ректора по архитектуре А. Кокоринова кисти Д. Левицкого, исторических живописцев Г. Козлова и В. Шебуева кисти Л. Миропольского и Ф. Славянского, анималиста Г. Грота и портретиста Д. Левицкого, исполненные Е. Камеженковым и И. Яковлевым, скульпторов И. Мартоса и Ф. Толстого, написанные Д. Антонелли. Впервые будут широко показаны натурные штудии воспитанников Академии, исполнявшиеся в рисовальном классе для так называемых "третных" экзаменов, проводившихся один раз в четыре месяца. Среди этих учебных работ — листы А. Лосенко, П. Соколова, К. Брюллова, А. Иванова, О. Кипренского и других. Рисунки натурщиков — яркая страница профессионального становления знаменитых художников, обучавшихся в Академии. Русский музей обладает единственной в своем роде и богатейшей коллекцией таких рисунков. Многие из них имеют пометки и печати, свидетельствующие о награждении медалями. Дополнят экспозицию работы воспитанников гравировального и медальерного классов, архитектурные фантазии и чертежи. Почти все произведения поступили в Русский музей из Академии художеств в 1923 году.

Г.И.Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря.1796. Холст, масло. 283 х 404 Бруни Ф.А. Медный змий. 1841. Холст, масло. 565 х 852 Бруни Ф.А. Смерть Камиллы, сестры Горация. 1824. Холст, масло. 350 х 526,5

Выставки
«Портрет молодого человека в зеленом кафтане» кисти Ивана Никитина

«Портрет молодого человека в зеленом кафтане» кисти Ивана Никитина

1 сентября—14 ноября 2022

    «Портрет молодого человека в зеленом кафтане» (конец 1720-х – не позднее 8 августа 1732) поступил в Русский музей императора Александра III в 1897 году из собрания князя А. Б. Лобанова-Ростовского как произведение неизвестного художника первой половины XVIII века. Гипотеза об авторстве Ивана Никитина по отношению к этому замечательному портрету была окончательно подтверждена лишь в середине 2010-х годов, в результате разностороннего исследования и фундаментальной реставрации.

Борис Кустодиев и Мстислав Добужинский. Композиции для Городского Училищного дома имени Петра Великого. 1910-1911

Борис Кустодиев и Мстислав Добужинский. Композиции для Городского Училищного дома имени Петра Великого. 1910-1911

24 июня—22 августа 2022

На выставке, приуроченной к 350-летию со дня рождения первого российского императора Петра Первого, будут представлены малоизвестные широкому зрителю произведения Б.М. Кустодиева и М.В. Добужинского, связанные с оформлением Городского Училищного дома имени Петра Великого в Петербурге (1910-1911).

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее