ENG
Филиалы:

Художник К.Я. Афанасьев

Афанасьев К.Я. Возвращение израильтян из плена. 1845. Гравюра резцом
11 ноября 2022—10 апреля 2023

Выставка проходит в Академических залах Михайловского дворца.

В возрасте 8 лет Константин Афанасьев, рано потерявший отца, был отдан матерью в Императорскую Академию художеств. Искусству гравирования он обучался у гравера из Аугсбурга И. С. Клаубера, а с 1814 года – у знаменитого мастера резцовой гравюры Н. И. Уткина. В 1838 году Афанасьев получил звание академика.

Художник никогда не служил в казенных учреждениях. Для насущного хлеба он брался за любые частные заказы, главным образом, гравировал для различных изданий. В течение почти 40 лет им награвировано 448 досок, согласно его собственноручному списку. Обладая несомненным талантом, гравер из скромности часто не ставил подписи на гравированных им досках. Видимо, поэтому, несмотря на большое творческое наследие, художник не получил большой известности при жизни.

Первым в России Константин Афанасьев стал гравировать на стали. Это было важное приобретение для издателей. Со стальной гравированной доски можно получить гораздо больше качественных оттисков, чем с медной, но работа с более твердой, чем медь, сталью требует особого внимания и физической силы. По выражению известного знатока гравюры Д. А. Ровинского, К. Афанасьев «имел красивый, но черствый резец». Этот приговор не совсем справедлив, так как сама специфика резцовой гравюры требует значительной доли сдержанности и лаконичности.

В витринах представлены как наиболее известные, высоко оцененные еще современниками работы гравера (например, портрет Е. Е. Келлера), так и почти неизвестные произведения (гравюры для несостоявшегося издания, посвященного творчеству скульптора И. П. Мартоса).

Афанасьев К.Я. 1845. Ведение пророка Иезекииля. Гравюра резцом Афанасьев К.Я. Юпитер, отдыхающий на коленях Юноны. Конец 1830-х. Гравюра резцом Афанасьев К.Я. Скорбь. Барельеф постамента памятника Павлу I в Мавзолее в Павловске. Конец 1830-х. Гравюра резцом Афанасьев К.А. Портрет археолога Е.Е. Келлера. 1838. Гравюра резцом Афанасьев К.А. Портрет М.И. Кутузова. 1830-е. Литография

Выставки
Мстислав Владимирович Фармаковский. К 150-летию художника

Мстислав Владимирович Фармаковский. К 150-летию художника

15 марта—15 июля 2024

Выставка посвящена 150-летию художника, главного хранителя Государственного Русского музея Мстислава Фармаковского, впервые открывает искусство блистательного мастера эпохи «серебряного века» и является данью памяти выдающемуся сотруднику Русского музея.

Заказать билеты

Максим Никифорович Воробьев и его ученики

Максим Никифорович Воробьев и его ученики

24 января—10 июня 2024

Максим Воробьев (1787–1855) – крупнейший мастер отечественного пейзажа первой половины XIX века. На экспозиции представлены рисунки и акварели художника и его учеников, среди которых Сократ Воробьев (1817–1888). Михаила Лебедева (1811–1837), Василия Штернберга (1818–1845), Михаила Эльсона (1816–1857), Никанора Чернецова (1805–1879), Василия Садовникова (1800–1879).

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее