ENG
Филиалы:

Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова

К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833.
18 октября 2024—12 мая 2025

12 (23) декабря 2024 года исполняется 225 лет со дня рождения Карла Павловича Брюллова (1799–1852).   

Карл Брюллов едва ли нуждается в специальном представлении. Никто, кроме него, из русских художников классиче­ского XIX века, не стяжал при жизни всеевропейскую славу, а по смерти и мировую известность. Его природный дар неоспорим, но, кроме того, он был профессионалом высочайшего уровня, обладавшим к тому же яркими и привлекательными личностными ка­чествами – оригинальностью мышления, широкой образованностью, независи­мостью суждений и поступков, царственным равнодушием в отношении к мате­риальным благам, официальным наградам и почестям, необычайной поведенче­ской свободой и бесконечной преданностью художническому делу – только он при жизни, в среде соратников, любителей искусства, учеников удостоился признательного и восхищенного титула «великий Карл». Это был воистину гений художества, новатор, Пушкин русской живописи!

Главное и наиболее широко известное произведение Брюллова – грандиозное полотно «Последний день Помпеи» (1833) – жемчужина собрания Русского музея, в этом году проходит комплексную реставрацию с тем, чтобы предстать ключевым экспонатом на монографической выставке. При этом «великий Карл» отнюдь не был «мастером одной картины», создав множество портретов, жанровых полотен, исторических и религиозных композиций.

Родной стихией Брюллова как живописца был портрет – исполненные его кистью произведения всегда производят глубокое впечатление легким свободным письмом, разнообразностью образного строя, виртуозностью композиционных решений, тонким вкусом колористической разработки.

В жанровых полотнах, исполненных в Италии, в несложных бытовых сюжетах художник сумел воплотить новаторские взгляды на миссию искусства, отважившись разрушить старые эстетические каноны, бытовавшие в академической среде, работая с натуры, отыскивая прекрасное в простом и повседневном.

В 1830-х – 1840-х годах Брюллов много работал над религиозными темами. Впервые на выставке будет показан запрестольный образ для домовой церкви графа Н.В. Адлерберга «Христос во гробе» (1846, ГРМ), который многими почитается как лучшее и проникновеннейшее произведение Брюллова на религиозную тему. Это – недавнее открытие искусствоведов и безусловная сенсация готовящегося выставочного проекта.

Чрезвычайно богатым и значимым будет раздел, посвященный акварели и рисунку. В этой области Брюллов – безусловный новатор, практически революционер. Именно он, по справедливому мнению многих исследователей, «…прививает в русском обществе культуру рисунка как самоценного произведения».

На юбилейной выставке «великого Карла» представлено около 160 полотен его кисти и 200–250 акварелей и рисунков. Кроме того, в экспозицию включены замечательные полотна мастера из Третьяковской Галереи, Государственного Эрмитажа, Музея Академии художеств, Музея А.С. Пушкина, Музея-заповедника «Царское село», Нижегородского художественного музея, Художественного музея Новгорода Великого и частных собраний Санкт-Петербурга и Москвы.

Юбилейная выставка Карла Павловича Брюллова безусловно станет одним из главных событий в художественной жизни Санкт-Петербурга в 2024 году. Ибо впечатление от его работ не бывает «избитым», любая из них впечатляет самого неискушенного зрителя. А опытный и непредвзятый знаток каждый раз заново открывает для себя созданные «великим Карлом» шедевры.

Возрастное ограничение: 6+

Генеральный спонсор выставки Банк ВТБ.

vtb-425x285-color (1).png

К.П. Брюллов. Портрет светлейшей княгини Е. П. Салтыковой на балконе в Риме.1833-1835. К.П. Брюллов. Портрет графини О. П. Ферзен на ослике.1835. К.П. Брюллов. Автопортрет. Ок. 1833. К.П. Брюллов. Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград). 1827.

Выставки
Тафтяная церковь царя Федора Иоанновича и царицы Ирины Федоровны 1592 года

Тафтяная церковь царя Федора Иоанновича и царицы Ирины Федоровны 1592 года

30 августа—11 ноября 2024

На выставке, посвященной уникальному произведению – шитой, или «тафтяной» церкви царя Федора Иоанновича и царицы Ирины Федоровны Годуновой представлены сохранившиеся в коллекции музея двадцать три изображения шитых икон, которые являются свидетельством трогательно-возвышенного, совершенного в художественном отношении искусства шитья Древней Руси.

Заказать билеты

Иоганн-Готлиб Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов...»

Иоганн-Готлиб Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов...»

13 июня—9 сентября 2024

На выставке в Академических залах Михайловского дворца представлено 48 офортов, которые служили иллюстрациями к редкому изданию этнографа Иоганна-Готлиба Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей», изданного в Санкт-Петербурге в 1799 году.

Также в Русском музее
Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее