ENG
Филиалы:
О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

21 февраля—14 апреля 2025

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ...

«Культурный променад»
Михайловский дворец

«Культурный променад»

01.03.2025. 11:28

«Культурный променад» будет посвящен экспозиции «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» и легендарному вулкану Везувий, изображенному на знаменитом шедевр...

Подробнее


/ / / В Русском музее открылась выставка к 150-летию художника и искусствоведа Мстислава Фармаковского
Часы работы музея
Михайловский дворец

На информационных стойках вы можете узнать о режиме работы музея, временных выставках, мероприятиях, лекциях, занятиях и концертах, проходящих в Русском музее




Понедельник 10:00—19:00
Вторник Выходной день
Среда 10:00—18:00
Четверг 10:00—18:00
Пятница 10:00—18:00
Суббота 10:00—18:00
Воскресенье 10:00—18:00

31 декабря и 1 января музей закрыт.



Как добраться

загрузка карты...

Санкт-Петербург. Инженерная ул., 4.

Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
Автобус: №3, №22, №27, №49, К212
Троллейбус: №5, №22

В Русском музее открылась выставка к 150-летию художника и искусствоведа Мстислава Фармаковского - События

15 марта 2024—15 марта 2024

Выставка впервые открывает зрителям и специалистам искусство Фармаковского – блистательного художника эпохи «серебряного века» и является данью памяти выдающемуся сотруднику Русского музея. На выставке показано около 15 произведений живописи и графики, архивные материалы, среди которых рукописный журнал Историко-бытового отдела «Чугунная шляпа».

Мстислав Фармаковский родился в Вятке. Его отцом был просветитель и меценат Владимир Фармаковский, занимавший должность инспектора народных училищ в Симбирской губернии под руководством Ильи Ульянова – отца Владимира Ульянова-Ленина. Брат Мстислава, Борис, сдружился с Володей Ульяновым, чье письмо – знаменитое и так и не расшифрованное «письмо тотемами» - долгое время хранилось в семье Фармаковских.

В 1890-е Мстислав Фармаковский окончил отделение археологии историко-филологического факультета Императорского Новороссийского университета в Одессе и Одесское художественное училище, в 1899-1902 гг. учился в Дюссельдорфе в Королевской Прусской Академии художеств. Хотя он с юных лет участвовал в археологических экспедициях, Фармаковский сделал выбор в пользу искусства: «Я твердо иду по избранному пути художника».

В 1907-м Фармаковский стал членом общества Товарищества южно-рус­ских художников (ТЮРХ), участвовал в выставках (в том числе – в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге), с группой товарищей по ТЮРХ издавал сатирический журнал «Звон». В 1906-1908 гг. Фармаковский жил и работал в Париже. В 1907-м он получил две первые премии на конкурсе Морской лиги Франции за картоны с эскизами витражей на морскую тематику. В собрании Русского музея есть ряд репродукций и графических эскизов этого периода («Черное море», 1906; «Вечер на Ниле», 1907). В октябре 1906-го Фармаковский познакомился с Николаем Гумилевым. Их дружба переросла в совместную работу над художественным журналом «Sirius», издававшимся в 1907-м в Париже. Вышло в свет три номера. Во втором номере состоялся литературный дебют Анны Горенко (Ахматовой) со стихотворением «На руке его много блестящих колец…».

Гумилев написал статью, посвященную графической серии Фармаковского «Жизнь» (1907), близкую по сюжетам офортам Гойи и образам Фюсли. Так поэт отзывался о произведении «Обожаемая женщина», в котором воссоздан образ из его стихотворения «Сады души»: «Чарующее пышное Эльдорадо, ради которого многие изысканные рыцари становились конквистадорами, сильными в своей неутолимой жажде истинного великолепия».

После возвращения в Петербург Фармаковский работал учителем, инспектором гимназий, а также получал заказы от Императорской археологической комиссии, Эрмитажа и Городской думы. Картина «Осенью в парке. Петергоф» (1911) связана со временем, когда семья Фармаковских жила в Петергофе.

В советские годы для Фармаковского художественная деятельность сменилась научной и хранительской работой в Русском музее и Институте истории материальной культуры РАН, преподаванием. С 1918-го он начал работать в историко-бытовом отделе Русского музея. В архиве Русского музея хранятся его графические зарисовки коллег (начало 1920-х), а также рукописный журнал «Чугунная шляпа» (около 1926), выполненный в традициях юмористических журналов рубежа XIX–XX веков.

В 1930 году в результате «чистки кадров» уволен из Государственной академии истории материальной культуры и в 1931 году выслан в Ярославль. В Русском музее находятся «Автопортрет» (1920) художника и портрет жены Веры Евгеньевны Фармаковской (1920-е), сотрудника народного отдела ГРМ, а также небольшой пейзаж «Река Которосль» (1933). Этот пейзаж относится к периоду ссылки в Ярославль (1931–1934), где Фармаковский работал научным сотрудником сектора истории общественной формации Ярославского краеведческого музея.

По ходатайству Игоря Грабаря Фармаковскому удалось вернуться в Ленинград и продолжить работу в Русском музее. Он известен благодаря работе в области музейного учета и хранения, реставрации и климатологии. Он сыграл важную роль в процессе формирования реставрационного дела в Русском музее, разработал принципы работы различных музейных служб, систему учета музейных предметов, был автором изданий «Хранение музейных ценностей» (Л, 1940), «Воздушный режим в музеях» (1941), «Консервация и реставрация музейных коллекций» (М., 1947). В годы Великой Отечественной войны, Фармаковский занимал должность главного хранителя и посвятил себя сохранению не эвакуированной из Ленинграда коллекции Русского музея.

Долгие годы живописное наследие художника не афишировалось и было практически забыто. Выставка в Русском музее призвана представить посетителям Фармаковского как яркого мастера отечественного искусства серебряного века. К выставке издан буклет и подготовлен фильм о Фармаковском.

Выставка продлится до 13 мая.

  

В Центре мультимедиа Русского музея состоятся две лекции о Мстиславе Фармаковском, на которые можно прийти в мультимедийный кинотеатр или посмотреть онлайн.


21 марта в 16:00 – лекция «Мстислав Фармаковский – художник» Глушковой Ольги Леонидовны, научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX – начала XXI вв. Русского музея;


27 марта в 16:00 – лекция «Основные вехи жизненного пути Мстислава Фармаковского»  Мозохиной Натальи Александровны, кандидата искусствоведения, заведующей отделом первичного учета и движения музейных предметов Русского музея.



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее