На информационных стойках вы можете узнать о режиме работы музея, временных выставках, мероприятиях, лекциях, занятиях и концертах, проходящих в Русском музее
Понедельник | 10:00—19:00 |
Вторник | Выходной день |
Среда | 10:00—18:00 |
Четверг | 10:00—18:00 |
Пятница | 10:00—18:00 |
Суббота | 10:00—18:00 |
Воскресенье | 10:00—18:00 |
31 декабря и 1 января музей закрыт.
Санкт-Петербург. Инженерная ул., 4.
Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
Автобус: №3, №22, №27, №49, К212
Троллейбус: №5, №22
2 сентября 2022—2 сентября 2022
Вчера в Садовом вестибюле Михайловского дворца открылась выставка-презентация «Портрет молодого человека в зеленом кафтане» кисти Ивана Никитина». На экспозиции представлена вновь определенная работа знаменитого художника, дополненная другими его произведениями из собрания Русского музея. «Портрет молодого человека в зеленом кафтане» впервые выставлен после реставрации и установления авторства. Работа поступила в музей в 1897 году из собрания князя А. Б. Лобанова-Ростовского как произведение неизвестного художника первой половины XVIII века. Гипотеза об авторстве Ивана Никитина была окончательно подтверждена лишь недавно в результате разностороннего исследования и фундаментальной реставрации.
Иван Никитин (1690 - не ранее 1742) – крупнейший российский портретист первой четверти XVIII века, «персонных дел мастер», любимый художник царя Петра I. Его несомненных произведений сохранилось очень немного, поэтому атрибуция «Портрета молодого человека в зеленом кафтане» как подлинной работы замечательного мастера исключительно важна.
Первая идея об авторстве Никитина по отношению к этому портрету высказана музеем еще в 1980-х годах после комплексного технологического исследования. Однако, в связи с тем, что авторская живопись была искажена слоями потемневшего лака и поздними реставрационными записями, окончательные атрибуционный вывод сделать было невозможно. К примеру, пленка старого пожелтевшего покровного лака не позволяла даже точно определить цвет одежды персонажа: долгое время цвет кафтана ошибочно считался голубым.
С середины 2010-х годов проводилась масштабная реставрация полотна, которая была поручена Наталии Романовой - ведущему реставратору мастерской масляной живописи. В результате удаления поздних записей внешний вид произведения значительно приблизился к авторскому замыслу. Портрет считается незавершенным. Однако незавершенность не лишает это произведение выдающихся художественных качеств. Существует предположение, что моделью Никитину служил другой известный живописец петровского времени Андрей Матвеев. Датировать портрет следует концом 1720-х годов (до1732 г.), - когда Иван Никитин был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Поводом для ареста был пасквиль на Феофана Прокоповича, знаменитого религиозного и общественного деятеля. Однако, истинная причина в том, что Никитин был в числе сторонников передачи русского престола не Анне Иоанновне, а ее сестре Екатерине, в замужестве герцогине Мекленбургской.
В Русском музее хранится несколько работ Никитина, каждая из которых является бесценной реликвией, ярким свидетельством «культурной революции», происшедшей в России в эпоху Петра Великого. На экспозиции представлены: «Портрет царевны Прасковьи Иоанновны», 1714; «Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова», 1726; «Петр I на смертном ложе», 1725 - три бесспорные работы знаменитого мастера.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея