ENG
Филиалы:
Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

21 февраля—14 апреля 2025

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ...

Ассамбляж, объект, инсталляция
Мраморный дворец

Ассамбляж, объект, инсталляция

26 февраля—21 апреля 2025

Русский музей продолжает знакомить посетителей с различными видами и направлениями современного искусства. Выставка прослеживает эволюцию ассамбляжа, объекта и инст...

Выставочный проект «Мы разные, мы вместе»
Павильоны Михайловского замка

Выставочный проект «Мы разные, мы вместе»

14 марта—13 апреля 2025

С 14 марта 2025 года в Восточном павильоне Михайловского замка Русского музея работает экспозиция, организованная по итогам Всероссийского конкурса детск...


/ / ИОСИФ НАУМОВИЧ ГУРВИЧ

ИОСИФ НАУМОВИЧ ГУРВИЧ - In memoriam

ИОСИФ НАУМОВИЧ ГУРВИЧ

6 июня 1895—8 февраля 1979

Иосиф Наумович Гурвич - живописец, график, музейный деятель. Директор ГРМ (1932–1934).

Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1911–1916) у Н. К. Рериха, А. А. Рылова. В 1916–1917 находился на военной службе, затем служил в Красной Армии. С 1918 — руководитель внешкольного подотдела в уездном отделе народного просвещения города Невеля; содействовал возникновению и деятельности Невельской научной ассоциации.

Жил в Петрограде (Ленинграде). Один из руководителей Союза работников искусств (Сорабиса, 1922–1923). Участвовал в оформлении города к революционным праздникам (1918–1928). Автор картин на историко-революционные темы: «В пути» (1919), «Эпоха. Пять эпизодов Октябрьской революции в Петрограде» (1927), «Вождь (Октябрь)» (1929, триптих, совместно с А. А. Андреевым, О. А. Пчельниковым), «На Красной площади» (1932), «Ода памяти полководца Яна Фабрициуса» (1932). Выполнил циклы произведений (масло, акварель, гуашь, пастель, темпера): «1918 год» (1921–1922), «История идей Октябрьской революции» (1950–1969), «Война» (1960-е). Писал пейзажи, натюрморты.

Неоднократно совершал творческие командировки по стране; выполнил циклы работ, объединенные общим названием «Страна Советов»: «Армянская сюита» (1933–1934), «Кавказцы» (1934), «Аварская сюита» (1936–1937), «Саамская сюита» (1936–1937), «Земля» (1950–60-е).

В 1941–1942 выезжал на фронт; выполнял зарисовки и этюды, на основе которых создал серию «1941–1943 годы» (1943–1944).

Создал циклы станковых работ (карандаш, уголь, гуашь, пастель) по мотивам литературных произведений: «Король Лир» У. Шекспира (1951), «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1967), «Слово о полку Игореве» (1968).

Директор Ленинградского радиоцентра (1925–1930). С 1932 по 1934 гг. был директором Русского музея), где в 1932 г. устроил выставку «Художники РСФСР за 15 лет», экспонируя картины Бродского, Грабаря, Петрова-Водкина и др., в т.ч. и свои. В дальнейшем работал руководителем изостудий Ленинграда и области. 

Автор картин на военно-революционные темы, портретов военных, политических и общественных деятелей, зарисовок типов народов СССР, городских видов Петрограда-Ленинграда. Картины из цикла «1918 год» хранятся в Третьяковской галерее, «Кавказцы» — в Русском музее, «Карелия» — в Петрозаводском краеведческом музее. В 1960–1970-х гг. писал начатые в 1936 г. работы по искусству: «Эстетические фрагменты», «Композиция», «Об изобразительном искусстве» и др., книгу рассказов «Петербургская богема (Силуэты прошлого)», очерки-воспоминания о политических деятелях и ученых («С.М. Киров», «Товарищ Луначарский», «Иван Петрович Павлов» и др.), о художниках — И.Е. Репине, Н. К. Рерихе, В.Е. Татлине, П.Н. Филонове, К.С. Малевиче, К.С. Петрове-Водкине и мн. других, скульпторе А.А. Стрекавине, актерах — А.А. Мгеброве, П.Н. Орленеве, писателях — А.М. Горьком, А.А. Блоке, С.А. Есенине, Н.А. Клюеве, В.В. Маяковском, В.В. Хлебникове и др., послания Д.С. Лихачеву, Б.Б. Пиотровскому. 

Занимался проблемой передачи цветностью словесной ткани стихотворений, создал цикл «Изобразительные стихотворения» — «живописно прочитанные стихи» Верлена, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Никитина, Тургенева, Тютчева, Фета, Брюсова, Блока, Есенина; в статье «Поэты Великой Октябрьской революции» анализировал «индивидуальные системы словоизложения, словопостроения, стиля и передачи жизненных ощущений у Блока, Маяковского и Есенина». Переплеты этих рукописных трудов и серии рисунков «Дни и годы», «Невская застава», «1917 год», письма к нему И.Э. Грабаря. Д.С. Лихачева, В.Б. Пиотровского, А.А. Рылова, И.Г. Эренбурга и др. Гурвич передал в ГПБ и Пушкинский Дом.


  Поэту Есенину Гурвич посвятил не только отдельный мемуарный очерк в юбилейный 1975 год, но привел ряд сведений о нем и в некоторых других очерках-воспоминаниях.

Творчество представлено во многих музейных собраниях, среди них — Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Национальная картинная галерея Армении в Ереване.



 

  

Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее