3 июня 1879—29 января 1956
Константин Евтихиевич Костенко родился в Харькове 22 мая (3 июня) 1879 года.
Родился в семье врача Харьковской Александровской больницы Евтихия Никитича Костенко и его жены Надежды Васильевны, урожденной Волохиновой. В 1890-1898 гг. учился в 3-й Харьковской гимназии, после чего поступил на юридический факультет Московского университета, с которого на втором курсе перевелся на физико-математический.
Будучи студентом, участвовал в общественно-политической деятельности, за что в 1901 г. был подвергнут аресту (сидел в Бутырке) и ссылке. На следующий год ему удалось восстановиться в университете и в 1904 г. его окончить. Впервые картина Костенко экспонировалась в 1905 г. на выставке Московского Товарищества художников, куда ему порекомендовал направить свою работу Рерберг. В 1904-06 годах учился в художественной школе Ф. И. Рерберга в Москве, а в 1908 году в студии Е. С. Кругликовой Ла-Полет в Париже. Жил и работал в Харькове, Полтаве, Крыму, с 1922 — в Петрограде, член Союза Ленинградских художников.
Кандидат искусствоведения, сотрудник Государственного Русского музея (1923—1955), заведующий секцией графики (1944—1955). Архив Костенко хранится в Президентской библиотеке имени Б. Н. Ельцина.
В 1905 году, на выставке Московского Товарищества художников, он показал свою первую работу - картину "Большой театр вечером в дождь".
Живописец, график. Живописи присущи экспрессия и контраст локальных тонов. Автор одних из самых живописных пейзажей Крыма. Писал пейзажи России, Италии, Франции, Украины. Тонкий акварелист, пастелист, занимался цветной линогравюрой. Основной жанр творчества — пейзаж. В своем творчестве испытал влияние мирискусников.
В 1919 г. К. работал гравером в Укцентраге (Всеиздате), участвовал в деятельности «Художественного цеха» в качестве художника. В 1920 г. он переехал из Харькова в Алушту, где возглавил секцию охраны памятников старины Алуштинского района. В 1922 г. он с семьей переехал в Симферополь, где работал гравером в газете «Красный Крым», преподавал рисунок в татарской женской профессиональной школе, экспертом по художественным редкостям в местной конторе Внешторга. Кроме того, он преподавал рисование молодежи в «Доме будущих граждан», откуда ему дали командировку на поездку в Петроград осенью 1922 г.
В 1922 г. он приехал Петроград, а вскоре «Дом будущих граждан» закрылся, а К. остался в Петрограде.
В конце января 1942 г. больного Костенко эвакуировали в Тюмень, где жил его сын Игорь.
В марте 1944 г. он переехал в Молотов (Пермь) для работы в филиале Государственного Русского музея, а в октябре 1944 г. вернулся в Ленинград.
Известен портрет М. Волошина 1927 года в технике линогравюры, ныне выставлен в Галеев-Галерее.
Участвовал в выставках «Художественного цеха» (1919) в Харькове, в Петрограде (1923), выставке объединения «Мир искусства» (1924), выставке Общины художников (1925), юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет» (1932—1933) в Петрограде — Ленинграде, общества «Жар-цвет» (1925), Всесоюзной полиграфической выставке (1927), юбилейной выставке «Гравюра СССР за 10 лет» (1927), выставке «Цветная ксилография, её приемы и возможности» (1929) в Москве и других. Экспонент многих международных выставок и выставок советского искусства за рубежом, в частности выставки русского искусства по городам США (1924—1925), международной выставки художественной промышленности и декоративных искусств в Монце и Милане (1927), выставок советского искусства в Токио, Осаке, Нагое (1927), выставки «Графика и книжное искусство в СССР» в Амстердаме (1929)[2].
Имел персональные выставки в Симферополе (1922), Японии (1925), Ленинграде (1927).
В браке с Ольгой Георгиевной Чеховской (примерно с 1908 г.). В 1913 г. у них родился сын Игорь, впоследствии авиаконструктор. В 1923 (или 1924) г. развелся с женой, а она вскоре вышла замуж за литературоведа А.А. Смирнова.
Умер в Ленинграде 29 января 1956 года. Похоронен на участке архитекторов Литераторских мостков Волковского православного кладбища.
Произведения находятся в ряде ведущих музейных собраний, в их числе — Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина и другие. В коллекции Дома-музея Максимилиана Волошина, Коктебель.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея