ENG
Филиалы:
Помним!
Корпус Бенуа

Помним!

Уникальная по масштабу и жанровому разнообразию экспозиция посвящена подвигу героических защитников и жителей Ленинграда в годы блокады.

Подробнее

Школа Филонова
Мраморный дворец

Школа Филонова

6 октября 2023—15 апреля 2024

«Коллектив мастеров аналитического искусства, школа Филонова» существовал c лета 1925 года до смерти мастера в декабре 1941 года. В основу деятельности школы была положена идея кол...

Военные парады. Фарфор, акварели
Строгановский дворец

Военные парады. Фарфор, акварели

15 декабря 2023—13 мая 2024

Выставка посвящена столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображениями униформ императорской армии. По...

Рисунки и акварели передвижников
Михайловский замок

Рисунки и акварели передвижников

21 марта—8 июля 2024

На выставке представлены графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок, так и художниками младшего поколени...


/ / МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ФАРМАКОВСКИЙ

МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ФАРМАКОВСКИЙ - In memoriam

МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ФАРМАКОВСКИЙ

1 января 1870—1 января 1946

Мстислав Владимирович Фармаковский (27.06.1873, Вятка— 28.03.1946, Ленинград) — искусствовед, археолог, художник; доктор исторических наук, профессор; главный хранитель и учёный консультант Государственного Русского музея, сотрудник Института археологической технологии и химической лаборатории Ленинградского отделения Института истории материальной культуры АН СССР (1919—1946).

Статья «УЧЕНЫЙ-ЭНТУЗИАСТ» МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ФАРМАКОВСКИЙ. Автор: Наталья Александровна Мозохина, заведующий отделом первичного учета и движения музейных предметов Службы Государственного учета музейного фонда Русского музея, кандидат искусствоведения

В 1895 году окончил отделение археологии историко-филологического факультета Императорского Новороссийского университета в Одессе, затем — Художественное училище Одесского Общества Изящных Искусств (1899) и Академию художеств (1902, Дюссельдорф, Германия).

В 1902—1906 годы работал художником в типографиях, издательствах, музеях; участвовал в деятельности Одесского общества истории древностей. В 1906 году издавал (с группой единомышленников из Общества южнорусских художников) сатирический журнал «Звон».

В 1906—1908 годах жил в Париже — изучал проблемы составления и сохранения музейных коллекций, технологию прикладного искусства (фарфор и витраж) и живопись; выступал на международных конкурсах прикладного искусства.

В 1908—1918 годах преподавал древние языки в Петергофской гимназии и мужских гимназиях в Санкт-Петербурге. Одновременно работал в археологической комиссии (с 1913 года — её член-корреспондент).

Принимал участие в Первой мировой войне с 1914 по 1917 гг.

В 1918—1931 годах работал в Русском музее, был одним из организаторов и хранителем историко-бытового отдела

Одновременно работал в Российской академии истории материальной культуры (1919—1931), преподавал на Высших курсах искусствоведения при Государственном институте истории искусств (с 1923) и в Ленинградском университете (в качестве сверхштатного доцента: с 1924 — на факультете общественных наук, с 1925 — на факультете языкознания и материальной культуры, в 1929—1931 — в Ленинградском историко-лингвистическом институте).

В 1930 году в результате «чистки кадров» уволен из Государственной академии истории материальной культуры и в 1931 году выслан в Ярославль, где работал в краеведческом музее (научный сотрудник I категории).

С 1934 года, вернувшись в Ленинград, до конца жизни работал в Русском музее научным консультантом, заведующим реставрационной мастерской (1934—1936), главным хранителем; одновременно — в академии истории материальной культуры (1934—1938).

С 1934 по 1946 гг. вновь возвращается на работу в Русский музей. Работает научным консультантом, заведующим реставрационной мастерской, главным хранителем. Подготовил «Проект организации отдела реставрации» Русского музея, учитывающий всё разнообразие музейного собрания, особенности каждого вида изобразительного материала, требования к его хранению.

В годы Отечественной войны наряду с деятельностью по сохранению оставшейся в Ленинграде части коллекции музея, не прекращал исследовательскую работу. В частности, завершил монографию «Основы реставрации и консервации археологических тканей».

Научная деятельность

Основные направления исследований — реставрация и хранение музейных ценностей. Степень доктора исторических наук присвоена без защиты диссертации.

Подготовил «Проект организации отдела реставрации» Русского музея, учитывающий всё разнообразие музейного собрания, особенности каждого вида изобразительного материала, требования к его хранению.

В годы блокады, им были проведены первые подробные наблюдения за температурно-влажностным режимом на экспозиции Михайловского дворца, и результаты этой работы он изложил в своей брошюре «Воздушный режим в музее». В 1940 г. подготовил Инструкцию по перевозке и переноске музейных экспонатов, оказавшую сотрудникам дворцов-музеев неоценимую помощь при подготовке предметов старины к эвакуации.

Избранные труды

• Фармаковский М. В. Акварель, её техника, реставрация и консервация. — Л.: Б. и., 1950. — 264 с.

o — М.: В. Шевчук, 2000. — 292 с. — 5000 экз.  

• Фармаковский М. В. Воздушный режим в музеях: По данным наблюдений, проведен. в Гос. рус. музее с весны 1939 г. по июнь 1940 г. — Л.: Б. и., 1941. — 28 с.

• Фармаковский М. В. Горит из кургана Солохи. — [Пг.] : Рос. гос. акад. тип., [1922]. — 23-48 с. — (Отт. из.: Известия Рос. истории матер. культуры. Т.2. № 2. 1922)

• Фармаковский М. В. Консервация и реставрация музейных коллекций. — М.: Тип. «Кр. печатник», 1947. — 144 с.

• Фармаковский М. В. Техника экспозиции в историко-бытовых музеях. — Л.: Гос. русск. музей, 1928. — 81 с.

• Фармаковский М. В. Три жалованных кубка из старинного семейного серебра Шереметевых. — [Л.] : Б. и., [1928]. — 9-36 с. — (Зап. Ист.-бытового отд. Гос. Рус. музея. Т. 1. Отд. отт.)

Выложено на сайте Института истории материальной культуры РАН

• Античная декоративная живопись Боспора Киммерийского / «Стасовский» склеп 1872 г. Рисунки

• https://www.archeo.ru/struktura-1/nauchnyi-arhiv/antichnaya-dekorativnaya-zhivopis-bospora-kimmeriis...

Семья

Дед Мстислава был преподавателем духовной семинарии и знатоком древних и новых языков, писателем и деятелем народного образования в Вятской губернии. Отец - Владимир Игнатьевич Фармаковский тоже окончил духовную академию и работал в Вятской духовной семинарии преподавателем истории и словесности в женской гимназии, занимался также переводами, а затем был избран мировым судьей. Жена Владимира Игнатьевича, Клавдия Арсеньевна также совершенствовалась в иностранных языках, музыке и живописи и всему этому обучала своих детей. 

Всего у Фармаковских было пятеро детей —  Борис, Мстислав, Владимир и две сестры. Когда Мстиславу Фармаковскому было 4 года, отец получил назначение на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии. Директором училищ был тогда Илья Николаевич Ульянов, отец Ленина. Скоро обе семьи очень близко сошлись. Сдружились и дети. Особенно сверстники: Владимир Ульянов и брат Борис Фармаковский. Часто они играли в индейцев и переписывались тайными знаками — «тотемами».

В 1881 году Фармаковский-отец получил повышение — стал директором народных училищ, но в Оренбургской губернии. Еще через 4 года Владимира Игнатьевича Фармаковского перевели ректором народных училищ в Херсонскую губернию, и семья переехала в Одессу. 

Гумилев Н.С. «М.В. Фармаковский. Artiste-peintre* (Письмо из Парижа)» о Фармаковском. Гумилев Н.С. М.В. Фармаковский. Artiste-peintre (Письмо из Парижа) / Н.С. Гумилев // Полное собрание сочинений. В 10 т. – М.: Воскресенье, 2006. – Т. 7. – С. 6-8.

Смотреть «Из истории хранительской работы. Нерадовские чтения. 25.04.22».

с 02:16:02 - Мстислав Владимирович Фармаковский: путь в Русский музей 



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее