ENG
Филиалы:
Рисунки и акварели передвижников
Михайловский замок

Рисунки и акварели передвижников

21 марта—8 июля 2024

На выставке представлены графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок, так и художниками младшего поколени...

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».
Мраморный дворец

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».

16 мая—2 сентября 2024

Ретроспективная выставка Ольги Розановой в Русском музее включает произведения из разных собраний – всего около 50 живописных и более 100 гра...

Дар Владимира Некрасова Русскому музею
Корпус Бенуа

Дар Владимира Некрасова Русскому музею

29 мая—1 июля 2024

Коллекция отечественного изобразительного искусства, собранная Владимиром Ильичем Некрасовым – крупнейшая в России. На выставке будет представлена значитель...


/ / МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ФАРМАКОВСКИЙ

МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ФАРМАКОВСКИЙ - In memoriam

МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ФАРМАКОВСКИЙ

1 января 1870—1 января 1946

Мстислав Владимирович Фармаковский (27.06.1873, Вятка— 28.03.1946, Ленинград) — искусствовед, археолог, художник; доктор исторических наук, профессор; главный хранитель и учёный консультант Государственного Русского музея, сотрудник Института археологической технологии и химической лаборатории Ленинградского отделения Института истории материальной культуры АН СССР (1919—1946).

Статья «УЧЕНЫЙ-ЭНТУЗИАСТ» МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ФАРМАКОВСКИЙ. Автор: Наталья Александровна Мозохина, заведующий отделом первичного учета и движения музейных предметов Службы Государственного учета музейного фонда Русского музея, кандидат искусствоведения

В 1895 году окончил отделение археологии историко-филологического факультета Императорского Новороссийского университета в Одессе, затем — Художественное училище Одесского Общества Изящных Искусств (1899) и Академию художеств (1902, Дюссельдорф, Германия).

В 1902—1906 годы работал художником в типографиях, издательствах, музеях; участвовал в деятельности Одесского общества истории древностей. В 1906 году издавал (с группой единомышленников из Общества южнорусских художников) сатирический журнал «Звон».

В 1906—1908 годах жил в Париже — изучал проблемы составления и сохранения музейных коллекций, технологию прикладного искусства (фарфор и витраж) и живопись; выступал на международных конкурсах прикладного искусства.

В 1908—1918 годах преподавал древние языки в Петергофской гимназии и мужских гимназиях в Санкт-Петербурге. Одновременно работал в археологической комиссии (с 1913 года — её член-корреспондент).

Принимал участие в Первой мировой войне с 1914 по 1917 гг.

В 1918—1931 годах работал в Русском музее, был одним из организаторов и хранителем историко-бытового отдела

Одновременно работал в Российской академии истории материальной культуры (1919—1931), преподавал на Высших курсах искусствоведения при Государственном институте истории искусств (с 1923) и в Ленинградском университете (в качестве сверхштатного доцента: с 1924 — на факультете общественных наук, с 1925 — на факультете языкознания и материальной культуры, в 1929—1931 — в Ленинградском историко-лингвистическом институте).

В 1930 году в результате «чистки кадров» уволен из Государственной академии истории материальной культуры и в 1931 году выслан в Ярославль, где работал в краеведческом музее (научный сотрудник I категории).

С 1934 года, вернувшись в Ленинград, до конца жизни работал в Русском музее научным консультантом, заведующим реставрационной мастерской (1934—1936), главным хранителем; одновременно — в академии истории материальной культуры (1934—1938).

С 1934 по 1946 гг. вновь возвращается на работу в Русский музей. Работает научным консультантом, заведующим реставрационной мастерской, главным хранителем. Подготовил «Проект организации отдела реставрации» Русского музея, учитывающий всё разнообразие музейного собрания, особенности каждого вида изобразительного материала, требования к его хранению.

В годы Отечественной войны наряду с деятельностью по сохранению оставшейся в Ленинграде части коллекции музея, не прекращал исследовательскую работу. В частности, завершил монографию «Основы реставрации и консервации археологических тканей».

Научная деятельность

Основные направления исследований — реставрация и хранение музейных ценностей. Степень доктора исторических наук присвоена без защиты диссертации.

Подготовил «Проект организации отдела реставрации» Русского музея, учитывающий всё разнообразие музейного собрания, особенности каждого вида изобразительного материала, требования к его хранению.

В годы блокады, им были проведены первые подробные наблюдения за температурно-влажностным режимом на экспозиции Михайловского дворца, и результаты этой работы он изложил в своей брошюре «Воздушный режим в музее». В 1940 г. подготовил Инструкцию по перевозке и переноске музейных экспонатов, оказавшую сотрудникам дворцов-музеев неоценимую помощь при подготовке предметов старины к эвакуации.

Избранные труды

• Фармаковский М. В. Акварель, её техника, реставрация и консервация. — Л.: Б. и., 1950. — 264 с.

o — М.: В. Шевчук, 2000. — 292 с. — 5000 экз.  

• Фармаковский М. В. Воздушный режим в музеях: По данным наблюдений, проведен. в Гос. рус. музее с весны 1939 г. по июнь 1940 г. — Л.: Б. и., 1941. — 28 с.

• Фармаковский М. В. Горит из кургана Солохи. — [Пг.] : Рос. гос. акад. тип., [1922]. — 23-48 с. — (Отт. из.: Известия Рос. истории матер. культуры. Т.2. № 2. 1922)

• Фармаковский М. В. Консервация и реставрация музейных коллекций. — М.: Тип. «Кр. печатник», 1947. — 144 с.

• Фармаковский М. В. Техника экспозиции в историко-бытовых музеях. — Л.: Гос. русск. музей, 1928. — 81 с.

• Фармаковский М. В. Три жалованных кубка из старинного семейного серебра Шереметевых. — [Л.] : Б. и., [1928]. — 9-36 с. — (Зап. Ист.-бытового отд. Гос. Рус. музея. Т. 1. Отд. отт.)

Выложено на сайте Института истории материальной культуры РАН

• Античная декоративная живопись Боспора Киммерийского / «Стасовский» склеп 1872 г. Рисунки

• https://www.archeo.ru/struktura-1/nauchnyi-arhiv/antichnaya-dekorativnaya-zhivopis-bospora-kimmeriis...

Семья

Дед Мстислава был преподавателем духовной семинарии и знатоком древних и новых языков, писателем и деятелем народного образования в Вятской губернии. Отец - Владимир Игнатьевич Фармаковский тоже окончил духовную академию и работал в Вятской духовной семинарии преподавателем истории и словесности в женской гимназии, занимался также переводами, а затем был избран мировым судьей. Жена Владимира Игнатьевича, Клавдия Арсеньевна также совершенствовалась в иностранных языках, музыке и живописи и всему этому обучала своих детей. 

Всего у Фармаковских было пятеро детей —  Борис, Мстислав, Владимир и две сестры. Когда Мстиславу Фармаковскому было 4 года, отец получил назначение на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии. Директором училищ был тогда Илья Николаевич Ульянов, отец Ленина. Скоро обе семьи очень близко сошлись. Сдружились и дети. Особенно сверстники: Владимир Ульянов и брат Борис Фармаковский. Часто они играли в индейцев и переписывались тайными знаками — «тотемами».

В 1881 году Фармаковский-отец получил повышение — стал директором народных училищ, но в Оренбургской губернии. Еще через 4 года Владимира Игнатьевича Фармаковского перевели ректором народных училищ в Херсонскую губернию, и семья переехала в Одессу. 

Гумилев Н.С. «М.В. Фармаковский. Artiste-peintre* (Письмо из Парижа)» о Фармаковском. Гумилев Н.С. М.В. Фармаковский. Artiste-peintre (Письмо из Парижа) / Н.С. Гумилев // Полное собрание сочинений. В 10 т. – М.: Воскресенье, 2006. – Т. 7. – С. 6-8.

Смотреть «Из истории хранительской работы. Нерадовские чтения. 25.04.22».

с 02:16:02 - Мстислав Владимирович Фармаковский: путь в Русский музей 



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее