20 июня 1896—10 октября 1981
Пётр Евгеньевич Корнилов родился 20 июня 1896 года в г.Симбирск (ныне г.Ульяновск). Окончил Казанское 1-е реальное училище (1915г.). Обучался в Московском межевом институте (1915–17г.г.), был призван в ряды Красной Армии. После демобилизации, в 1921–30 года, работал в Центральном музее ТатАССР: научный сотрудник художественного отдела, библиотекарь, учёный секретарь, одновременно — учёный секретарь в Музейном отделе Наркомата просвещения ТатАССР. В 1927г., 1928г., 1930г. совершил поездки в Среднюю Азию для изучения памятников архитектуры и искусства Востока.При Кабинете создавалась мастерская по гравюре и типография. Корнилов сумел собрать вокруг себя художников, профессионалов-практиков, энтузиастов, веривших в успех задуманного.
1 марта 1941 г. в отделе графики Русского музея состоялся отчет Корнилова П.Е. о научно-музейной работе за 20 лет. К этой дате ученый относился с почтительным уважением.
Последней предвоенной выставкой в Русском музее стала экспозиция «Русская ксилография XVI-XX вв.». Ее открытие состоялось 15 июня 1941 г.
«Отечественная война и блокада Ленинграда были тяжелым периодом в моей жизни. Если я не был по возрасту, а затем по должности, включен в Армию, то жизнь в городе под систематическими бомбовыми налетами, артиллерийскими обстрелами, при голоде, холоде и отсутствии света – была крайне трудной. Ни на один день я не забывал своего долга перед Родиной и выполнял все поручения, ложившиеся на меня, как на члена Совета музея, хранителя огромнейших коллекций не только своего отдела, замещение не раз болевшего директора, спасение художественных ценностей художников и их семей, забота об А.П. Остроумовой-Лебедевой, П.А. Шиллинговском и его наследии, оставшихся в блокированном городе», – вспоминал П.Е. Корнилов.
Состав сотрудников музея значительно сократился. Кого-то призвали в действующую армию, часть коллектива обеспечивала сохранность вывезенных в Пермь экспонатов, некоторые эвакуировались.
Музей закрыли, но его здание и оставшаяся в нем часть музейной коллекции требовали постоянного внимания и заботы. Научные сотрудники дежурили круглыми сутками, ни на час не оставляя музей без присмотра.
В подвалах главного здания, в помещении гардероба находилось убежище. Именно в нем возродилась научная деятельность, прерванная в первые дни войны. При слабом свете коптилки проводились заседания совета музея, слушались доклады, обсуждались научные статьи, решались неотложные вопросы.
Имя П.Е. Корнилова навсегда связано с культурно-художественной жизнью блокадного Ленинграда. Под его руководством проходили научные семинары и заседания в Доме ученых, открывались выставки и организовывались творческие вечера. Он не позволял себе расслабиться ни морально, ни физически.
В апреле 1942 г. Петру Евгеньевичу предложили занять должность выпускающего редактора агитационно-художественной полиграфической продукции в издательстве «Искусство». 24 апреля приступил к работе. Здесь ему удалось осуществить ряд очень значимых художественных проектов, ставших знаковыми для осажденного Ленинграда и Ленинградского фронта. П.Е. Корнилов проработал в издательстве немногим более года, но несомненно, что его приход туда вывел эту структуру на качественно новый уровень.
В 1942–48 года старший редактор Ленинградского отделения издательства «Искусство». В 1950–60-е гг. заместитель директора по научной работе в НИИ АХ СССР, преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной. Занимался охраной и изучением памятников старины, участвовал в работе 1-й Средне-Волжской музейной конференции в г.Казани, внёс вклад в музейное строительство. Исследовал художественную иконографию г.Казани и г.Тетюши, состояние болгарских памятников, первым обратился к исследованию архитектурно-художественного облика Казанского некрополя, памятника 18 в. — галеры «Тверь» и другие. Описал художественные коллекции музея Казанских архитектурно-художественных мастерских, Тетюшского музея.Полным ходом шла подготовка к открытию экспозиции отдела советского искусства. Графический отдел формировался из произведений самых разных авторов, причем не только ленинградской школы. Почти всех Петр Евгеньевич знал лично, со многими находился в близких, дружеских отношениях.
Петр Корнилов дружил с художниками и старше себя — Вениамином Белкиным, Георгием Верейским, Дмитрием Митрохиным, Павлом Шиллинговским, и с представителями своего поколения — Юрием Великановым, Константином Рудаковым, Соломоном Юдовиным. Одна коллега как-то назвала Петра Евгеньевича «другом всех художников».
1 марта 1946 г. исполнилось 25 лет с начала научно-музейной деятельности Петра Евгеньевича Корнилова, и этому событию музей посвятил торжественное заседание. В адрес ученого было сказано много добрых слов, зачитаны поздравительные письма и телеграммы, в которых давалась истинная оценка самоотверженному труду ученого на поприще искусства.
Чествование проходило в кругу друзей и коллег в выставочном зале Ленинградского союза художников. Было получено около 300 телеграмм, писем и приветствий из разных городов СССР и из-за рубежа. Произведения графики Петру Евгеньевичу дарили всегда. Они составляли предмет его исследований и собирательства. Были такие подарки и в тот день. Но впервые от коллектива художников, работавших в печатных мастерских художественного фонда, ученый получил в дар целую папку эстампов, еще не экспонировавшихся на выставках, с трогательными автографами авторов. С тех пор к каждой своей круглой дате он получал такую подборку гравюр, офортов и литографий.
В начале июня 1946 г. П.Е. Корнилову была вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а чуть позднее – медаль «За оборону Ленинграда».
Пётр Евгеньевич как искусствовед, музейный работник, коллекционер, библиофил внёс вклад в развитие редакционно-издательского дела в республике: публиковал музейные каталоги выставок, вёл библиографический отдел журнала «Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете». Член Союза художников СССР (1943г.). Один из крупных советских коллекционеров, на протяжении всей жизни он собирал коллекцию графики и живописи. Кандидат наук искусствоведения (1939г.), профессор (1964г.).Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея