ENG
Филиалы:
Рисунки и акварели передвижников
Михайловский замок

Рисунки и акварели передвижников

21 марта—8 июля 2024

На выставке представлены графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок, так и художниками младшего поколени...

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».
Мраморный дворец

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».

16 мая—2 сентября 2024

Ретроспективная выставка Ольги Розановой в Русском музее включает произведения из разных собраний – всего около 50 живописных и более 100 гра...

Дар Владимира Некрасова Русскому музею
Корпус Бенуа

Дар Владимира Некрасова Русскому музею

29 мая—1 июля 2024

Коллекция отечественного изобразительного искусства, собранная Владимиром Ильичем Некрасовым – крупнейшая в России. На выставке будет представлена значитель...


/ / ВСЕВОЛОД ВЛАДИМИРОВИЧ ВОЙНОВ

ВСЕВОЛОД ВЛАДИМИРОВИЧ ВОЙНОВ - In memoriam

ВСЕВОЛОД ВЛАДИМИРОВИЧ ВОЙНОВ

13 марта 1880—12 ноября 1945

Всеволод Владимирович Воинов родился 1 (13 марта по новому стилю) 1880 года в Санкт-Петербурге в семье потомственного дворянина, донского казака Владимира Михайловича Воинова. Мать - Екатерина Никифоровна, урождённая Хрусталёва. Отец был управляющий делами великого князя Павла Александровича, в конце жизни - статский советник. Глава семейства собрал большую коллекцию исторических и художественных предметов, основную часть которой в 1910 пожертвовал создававшемуся в Петербурге Толстовскому музею.
Всеволод был старшим сыном в семье Воиновых, у него было два брата - Ростислав Владимирович (1881-1918) и Святослав Владимирович (1890-1920), которые тоже стали художниками, но оба рано погибли от рук большевиков. После окончания гимназии Всеволод хотел поступить в Академию художеств, но по настоянию отца, который считал обязательным для своих детей получение классического образования, поступил на естественный факультет Петербургского университета. Всеволод Владимирович закончил университет в 1904 (поступил на историко-филологический факультет, затем перевёлся на естественное отделение и окончил физико-математический факультет). Прослушал двухгодичный курс в Археологическом институте.

С 1907 по 1911 год Всеволод Воинов работал в театрах: сначала в театре В.Ф. Комиссаржевской, а затем в Театре музыкальной драмы. Совместно с В.И. Денисовым оформлял как исполнитель спектакли. В это же время Всеволод Владимирович знакомится с Ксенией Иннокентьевной Даниловой, молоденькой учительницей, делает ей предложение и женится на ней. У Всеволода с Ксенией было двое детей: Вадим (1907 г.р.) и Тамара (1909 г.р.). Работа, собственная семья, появление первого ребенка требовали собственного дома. Наиболее дешевым способом обустройства было бы найти службу с «казенной» квартирой. В 1910 г. Всеволод Владимирович поступает на работу в канцелярию Императорского Эрмитажа и как служащий Эрмитажа получает большую шестикомнатную квартиру в доме 14 на Захарьевской (Каляева) улице. Эта квартира была настоящим жилищем художника. Мебель для нее была сделана столяром по рисункам Всеволода и Ростислава, и была стилизована под древнерусскую. 

В 1918 году из-за голода жена Ксения с детьми уезжает в Курскую губернию. Всеволод остается в Петрограде и в 1919 г. переходит на работу в отдел гравюры и рисунков Эрмитажа, и становится управляющим его делами. В этот период происходит его становление как крупного искусствоведа. В то же время он много работает и как художник (в основном - рисунок, гравюра).

В 1922—1932 годах был хранителем, а затем заведующим отделом рисунка и гравюры Русского музея. Преподавал на полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНАа (1922—1924), в Ленинградском хореографическом училище (1924—1926), Ленинградском художественно-промышленном техникуме(1932—1934), Ленинградском институте повышения квалификации работников искусств (1933—1937), Лентехфильме (1937—1939).

Переход в Русский музей означал и перемену места жительства. Всеволоду была предоставлена большая (снова шестикомнатная!) квартира во флигеле Бенуа. В начале 1930-х годов дети Всеволода обзавелись семьями и почти одновременно родили детей. Вадим ушел жить к жене. В 1936 году умерла жена и последние девять лет своей жизни Воинов прожил с дочерью и внучкой.


Смотреть работы В.В.Войнова

 Именно в Эрмитаже и Русском музее произошло знакомство Воинова с художниками объединения «Мир искусства», когда после революции они для заработка были вынуждены искать для себя место службы - Александр Бенуа, Дмитрий Митрохин, Степан Яремич и другие. Воинов особенно сблизился с Борисом Кустодиевым: немало страниц дневника Всеволода Владимировича посвящены описанию встреч и бесед с ним. В 1925 г. была опубликована первая монография о Кустодиеве тиражом 2000 экземпляров. После смерти Кустодиева Воинов спроектировал деревянный резной крест, установленный на могиле покойного.

Всеволод Воинов состоял членом и экспонентом объединений: Художественно-артистическая ассоциация (1912), «Община художников» (1912-1929), «Мир искусства» (1922, 1924) и других. Участник авангардной Выставки левых течений в Художественном бюро Н.Е. Добычиной (1915, Петроград), 1-й государственной свободной выставки произведений искусств (1919, Петроград) и других.В 1928-1929 гг. был членом Всероссийского общества поощрения художеств, где возглавлял секцию гравёров. В 1932 году Воинова приняли в члены Ленинградского Союза художников (ЛОСХ).

В конце 1935 - начале 1936 годов Ленинградское областное товарищество художников организовало персональную выставку Всеволода Воинова, на которой были представлены 182 работы художника, относящиеся к 1921-1935 гг. В том же 1936 году Всеволод, оставив гравюру на дереве, увлекся офортом. В 1938 году были две выставки в Москве: в начале года в Музее изобразительных искусств открылась выставка «Наша родина в советской гравюре», а затем в мае - персональная выставка Воинова в офортной студии им. И.И. Нивинского.
Воинов сам был непосредственным организатором выставок в Русском музее: русской литографии (1923) и ксилографии (1927). Участвовал в изучении и классификации художественных материалов Эрмитажа и Русского музея.

Публиковаться Воинов начал в 1911 г. в московском журнале «Студия» с серией статей «Художественные письма из Петербурга». Автор многих текстов об искусстве, в том числе в журналах «Старые годы», «Аполлон» и других. Воинову принадлежит ряд статей в петроградских иллюстрированных журналах, посвящённых мастерам современного русского искусства, в частности, о творчестве Константина Сомова. Он автор трех монографий - о Д. Митрохине (1922, совместно с М.А. Кузминым), о Б.М. Кустодиеве (1925) и монографии о Борисе Григорьеве (совместно с Всеволодом Дмитриевым).

Всеволод Воинов передавал свои энциклопедические знания по истории и технике гравюры молодым художникам и преподавал на полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа в 1922–1924 гг., в Ленинградском хореографическом училище в 1924–1926 гг., Ленинградском художественно-промышленном техникуме в 1932–1934 гг, Ленинградском институте повышения квалификации работников искусств в1933–1937 гг. и в Лентехфильме в 1937–1939 гг.

Всеволод Воинов участвовал во многих выставках в России и за рубежом. Он экспонировал свои работы на Первой государственной свободной выставке произведений искусств (1919), выставке оригинальных рисунков петроградских книжных знаков (1923) в Петрограде, выставках «Гравюра СССР за 10 лет», «Русский рисунок за десять лет Октябрьской революции» (обе 1927) в Москве, «Графическое искусство в СССР. 1917–1927», «Русская ксилография за 10 лет» (обе 1927), «Художественный экслибрис» (1928) в Ленинграде, «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве (1932–1934), выставках русского искусства в Нью-Йорке, Сент-Луисе, Мемфисе, Новом Орлеане, Лос-Анджелесе, Портленде (1924–1925, передвижная экспозиция), Риге, Винтертуре (1929), Второй Международной выставке графического искусства во Флоренции (1927), XVI Венецианской биеннале (1928), Художественно-кустарной выставке СССР в Нью-Йорке (1929) и других.

С началом Великой Отечественной войны сын художника Вадим Воинов ушел на фронт и погиб в том же 1941 году. Всеволод пошел в ополчение и некоторое время работал в штабе. Осенью того же года с семьей уехал в эвакуацию в Алма-Ату. Там он пробует свои силы как театральный художник, вернее - художник по костюмам для кино. В 1944 году Сергей Эйзенштейн пригласил его художником на съёмки кинофильма «Иван Грозный» (1 серия) совместно с Л.И. Наумовой, однако в титрах фильма его имя не указано и не вошло в последующие фильмографии. В Алма-Ате Воинов начал писать книгу воспоминаний «Силуэты», включающую очерки о Н.А. Тырсе, В.И. Денисове, Т.Н. Глебовой, Замирайло, Д.И. Митрохине и других (часть этих очерков до сих пор не опубликована).

В 1945 году вернулся из эвакуации в Ленинград. Был участником художественных выставок с 1910 года. Автор линогравюр, ксилографий, автолитографий, офортов, рисунков (пейзажи, портреты), книжных иллюстраций. Печатал статьи посвященные вопросам искусства в различных журналах (в т. ч. "Аполлон", "Красная панорама"). Автор книг посвященных творчеству Д.И. Митрохина (1921 и 1922, 2-я - совместно с М.А. Кузминым), Б.М. Кустодиеву (1925), В.М. Матэ (1927), В.Д. Поленову (1930) и др. Автор обширного дневника, названного "Материалы для художественных монографий" (издан фрагментарно). 

В 1944 году на Тамару Всеволодовну и ее дочь пришел вызов из Ленинграда. Сам Всеволод Войнов смог не без затруднений вернуться из эвакуации в Ленинград только 15 августа 1945-го года, с подорванным здоровьем, слабым, постаревшим..12 ноября 1945 года Всеволод Владимирович Воинов скончался от инфаркта в возрасте 65 лет. Похоронен на Волковском православном кладбище в Ленинграде.

Работы Всеволода Владимировича Воинова хранятся в таких крупных музеях, как Пушкинский дом Российской Академии наук, Академия художеств, Государственный Русский музей, а также в семейном архиве у внучки Елены Александровны Зоммер.
Отдел рукописей Государственного Русского Музея сохраняет обширный документальный архив Воинова, который активно востребован исследователями русского искусства периода второй половины XJX - первой половины XX века. Здесь же находится обширный дневник Воинова не без значения названный им «Материалами для художественных монографий», опубликованный лишь в небольших выдержках. Произведения художника хранятся  и в частных собраниях в России и за границей.

По его проекту создано надгробие художнику Б.М. Кустодиеву (1928, ныне Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры).


В год 140-летия со дня рождения Всеволода Владимировича Воинова вышла  о дружбе двух художников Всеволода Воинова и Георгия Семеновича Верейского, которая посвящена многолетней дружбе двух семей художественного круга Санкт-Петербурга — Воиновых и Верейских. 

Е.А. Зоммер «Муза двух художников. История дружбы двух художников
В.В. Воинова и Г.С. Верейского по материалам атрибуции семейного архива Воиновых». Санкт-Петербург, Издательство «Реноме», 2020 г. 136 стр., илл. Елена Александровна Зоммер – внучка Всеволода Воинова.


Всеволод Николаевич Петров (1912—1978) — советский, русский искусствовед, писатель, мемуарист, музейный деятель, знаток русского искусства о Войнове В.В.

 Воинов Всеволод Владимирович. Автопортрет. Бумага, ксилография Вологодская областная картинная галерея









Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее