ENG
Филиалы:
Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

21 февраля—14 апреля 2025

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ...

Ассамбляж, объект, инсталляция
Мраморный дворец

Ассамбляж, объект, инсталляция

26 февраля—21 апреля 2025

Русский музей продолжает знакомить посетителей с различными видами и направлениями современного искусства. Выставка прослеживает эволюцию ассамбляжа, объекта и инст...

Выставочный проект «Мы разные, мы вместе»
Павильоны Михайловского замка

Выставочный проект «Мы разные, мы вместе»

14 марта—13 апреля 2025

С 14 марта 2025 года в Восточном павильоне Михайловского замка Русского музея работает экспозиция, организованная по итогам Всероссийского конкурса детск...


/ / 18 февраля исполняется 245 лет со дня рождения русского живописца Алексея Гавриловича Венецианова

18 февраля исполняется 245 лет со дня рождения русского живописца Алексея Гавриловича Венецианова - События

18 февраля исполняется 245 лет со дня рождения русского живописца Алексея Гавриловича Венецианова

18 февраля 2025

18 февраля исполняется 245 лет со дня рождения русского живописца Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847) - мастера жанровых сцен из крестьянской жизни, основателя «венециановской» школы.

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 года в семье греческого происхождения. Его предки приехали в небольшой город Нежин в Черниговской губернии в 1730-х годах. В России они получили прозвище Венециано, которое позже превратилось в фамилию Венециановы. Сначала они считались дворянами, но позже, когда перебрались в Москву, в праве на дворянство им отказали. Семью записали в купеческое сословие.Алексея Венецианова отдали учиться в Московский пансион. Мальчик очень рано заинтересовался живописью. Его первым учителем был художник-самоучка, имя которого неизвестно. А одной из самых ранних работ — портрет матери.
Когда Венецианов окончил пансион, его приняли на службу в Чертежное управление, и вскоре перевели в Санкт-Петербург — на должность помощника землемера. Параллельно он продолжал рисовать, особенно увлекался портретами, работал в основном пастелью.
В 1807 году Алексей Венецианов перевелся в Канцелярию директора почт Дмитрия Трошинского. У него наконец появилось свободное время: на новой должности не нужно было постоянно ездить в командировки. Венецианов начал ходить в Эрмитаж — делал наброски, копировал картины. Художник говорил: «Часто по целым часам стою в Эрмитаже перед картиною и дохожу, как-то, как это сделано и отчего оно так поразительно хорошо». Он познакомился с художником Владимиром Боровиковским и вскоре стал брать у него уроки.


В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812). С 1807 года служил в Петербурге чиновником: землемером при лесном ведомстве. В 1811 году Венецианов получил звание «назначенного в академики», а затем академика Императорской Академии художеств за представленный им портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского с учениками. В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был запрещен. Журнал представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях», «Вельможа». 
Во время Отечественной войны 1812 года совместно с Иваном Теребенёвым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Писал также жанровые сцены из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.

15 марта 1819 года Венецианов подал прошение об отставке. Он мечтал окончательно переселиться в усадьбу, заниматься только живописью. Приезжая в Сафонково, художник писал картины новой тематики: он изображал повседневную жизнь крестьян и сельские пейзажи. Люди для его портретов не наряжались и не позировали — они занимались бытовыми делами, обыденным трудом. Венецианов писал крестьянок за работой, матерей с детьми, девушек за гаданием. Для некоторых картин — «Утро помещицы», «На пашне. Весна» — художнику позировала жена.

В 1819 году он поселился с семьёй — женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского жанра». Там же организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение рисунку и живописи свыше семидесяти мальчиков, в том числе семь из крепостного сословия. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский, многих Венецианов брал на собственное содержание. Работы учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Некоторые ученики занимались непосредственно в классах Академии. Школа не имела официального статуса, но роль Венецианова в истории искусства столь значительна, что это название стало общепринятым. читается, что русская бытовая живопись началась с полотна Венецианова «Очищение свеклы» (или «Чистка свекла»). В 1823 году император Александр I купил картину за 1000 рублей.

Художнику помогал князь Петр Волконский — министр императорского двора и уделов. По его ходатайству в 1830 году Венецианов получил звание «живописец Его Императорского Величества», ему назначили 3000 рублей жалованья и представили к ордену Святого Владимира IV степени. От полного разорения это спасло, но все равно пришлось продать часть земли и заложить поместье жены. Венецианов пытался получить звание профессора в Академии художеств, чтобы преподавать там. Он специально создал серию картин, написанных почти по академическим канонам, но звания ему так и не присвоили.В 1831 году во время эпидемии холеры умерла жена художника. Венецианов вместе с дочерьми надолго уехал в Петербург. Брал много заказов: писал портреты и иконы, участвовал в оформлении храмов. Художник хотел получить Демидовскую премию и создал конкурсную картину «Петр Великий. Основание Петербурга». Но конкурс не состоялся, а полотно художник подарил Санкт-Петербургской фондовой бирже.
В 1839 году Алексей Венецианов написал картину «Причащение больной женщины Святых Тайн». Этот сюжет — у постели больного или умирающего — позже стал классическим для бытовой живописи.

Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников, образа для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице. Он работал также в технике пастели по бумаге и пергаменту, занимался литографией. Венецианов — автор теоретических статей и заметок: «Секрет Липмановских картин», «Нечто о перспективе», «О системе преподавания в рисовальных классах»

Алексей Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 16 декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии.
Его похоронили на сельском кладбище деревни Дубровской в Тверской области. Сейчас деревня называется Венецианово. Старшая дочь живописца — Александра Венецианова — стала одной из первых русских художниц.

 Русский музей опубликовал новый цифровой альбом, посвященный творчеству этого художника. В альбоме можно увидеть более 70 произведений мастера  портреты членов семьи и современников художника, жанровые портреты  крестьян, которыми прославился художник, а также карикатуры на события Отечественной войны 1812 года и другие произведения.

После ухода в отставку в 1819 году художник полностью посвятил себя живописи. Он жил в своем имении Сафонково Тверской губернии, где создал школу, в которой обучал живописи талантливых юношей, преимущественно крепостных. Некоторые из его многочисленных учеников стали крупными мастерами. Среди них — Н. С. Крылов, А. В. Тыранов, А. А. Алексеев, А. Г. Денисов, Л. К. Плахов, С. К. Зарянко, Ф. М. Славянский, Г. В. Сорока и другие. Произведения учеников Венецианова из собрания Русского музея можно увидеть в альбоме «Школа Венецианова»


Галерея работ из коллекции Русского музея

Фильм из коллекции Гостелерадиофонда России 1981 года
"Русский музей. Алексей Венецианов, Павел Федотов и художники их времени"
А.Г.Венецианов. Автопортрет. 1811. ГРМ

А.Г.Венецианов. Автопортрет. 1811. ГРМ

А. Г. Венецианов. Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой. 1810-е гг. ГРМ

А. Г. Венецианов. Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой. 1810-е гг. ГРМ

А.Г.Венецианов. Портрет Анны Лукиничны Венециановой, рожд. Калашниковой (1760 или 1762-1812), матери художника. 1801. ГРМ

А.Г.Венецианов. Портрет Анны Лукиничны Венециановой, рожд. Калашниковой (1760 или 1762-1812), матери художника. 1801. ГРМ



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее