20 января 2024
Военный пейзаж занял особое место как в творчестве художников, так и в истории искусства военных лет.Трагическую красоту блокадного города отразили в своих работах прежде всего художники «ленинградской школы» — Вячеслав Пакулин, Александр Русаков, Георгий Траугот.
Пакулин Вячеслав Владимирович
1900, Рыбинск – 1951, Ленинград
Живописец, график, художник театра. Учился в ЦУТР (1916–1917; 1920–1922); в АХ–ВХУТЕМАСе (1922–1925) у А. Е. Карева, А. И. Савинова. Участник выставок с 1922. Член и экспонент объединения "Круг художников“ (1926–1932, председатель). Член правления ЛОСХ (с 1932). Член бригады художников (1935) (руководитель А. Н. Самохвалов), работавшей над панно "Хлопок“ для ВСХВ.
Практически все пейзажи блокадного Ленинграда Пакулин писал с натуры. Трагические обстоятельства не помешали художнику проявить свой дар тонкого лирика, мастера со светлым поэтическим чувством. В. В. Пакулин до войны никогда не писал городские пейзажи, и именно в блокаду ему открылась красота города.
В 1944 году в Русском музее открылась выставка пяти художников — В.М.Конашевича, В.В.Пакулина, А.Ф.Пахомова, К.И.Рудакова и А.А.Стрекавина. Пакулин показал 28 своих пейзажей. В феврале 1945 года они экспонировались в Москве, еще раз засвидетельствовав причастность художника к лучшим традициям ленинградской пейзажной живописи.
Но после войны художник попал под каток обвинения в формализме и умер в нищете в 51 год. Ушел трагически. Фактически без возможности творить в последние годы, будучи затравленным руководством Ленинградского Союза советских художников (ЛССХ).
С декабря 2021 по апрель 2022 в Корпусе Бенуа проходила персональная выставка Пакулина «В поисках стиля эпохи»
Онлайн-лекция о Вячеславе Пакулине
Статья о выставке в Theartnewspaper.ru
Русаков Александр Исаакович
1898, Севск Орловской губернии – 1952, Ленинград
Живописец; автор пейзажей, портретов, натюрмортов, жанровых картин. Учился в ПГСХУМ–ВХУТЕМАС (1918–1924) у Н.К.Дубовского, Д.Н.Кардовского, О.Э.Браза. Участник выставок с 1925. В годы войны жил и работал в Ленинграде.
А. И. Русаков один из тех художников, кто смог пережить всю блокаду, не прекращая работать. Он создал сильнейшие по выразительности живописные портреты города, опустевшего и разрушенного, в самое тяжёлое для него время первой зимы; работы эти часто репродуцируются и выставляются. «Русаков, по-видимому, чувствовал особую значительность каждого письменного и изобразительного свидетельства „изнутри“, которую отмечал академик Г. А. Князев в своём блокадном дневнике». Отсюда важное свойство его рисунков, сделанных в 1942—1943 годах, — они подробны, и выполнены как законченные вещи, а не наброски.
Русаков писал портреты, пейзажи, жанровые картины, натюрморты. Работал в технике масляной и темперной живописи. В ранний период находился под влиянием французской школы живописи. Мастер городского пейзажа. Автор графических и живописных серий с видами Ленинграда и его окрестностей. В годы войны оставался в Ленинграде, экспонировался на блокадной выставке 1943 года. Персональные выставки произведений Александра Русакова были показаны в Ленинграде (в 1957 в ЛОСХе и в 1984 в Доме писателя им. В. Маяковского) и в Петербурге (1998, музей А. А. Ахматовой).
Русаков принадлежит к числу ведущих представителей так называемой ленинградской школы 1920-40-х, наряду с Н. А. Тырсой, Н. Ф. Лапшиным, А. А. Успенским, А. С. Ведерниковым, В. А. Гринбергом, А. Н. Самохваловым и другими художниками.
«В большинстве своём пейзажисты ленинградской школы постоянно писали вид из окна своей мастерской… » - писал художник Владимир Гринберг. Лучшая часть творческого наследия художника — пейзажи Ленинграда, часто написанные из окна его дома № 64 на Большом проспекте Петроградской стороны.
Жена А.И.Русакова – известная ленинградская художница и график Т.И. Купервассер. Татьяна Исидоровна в дни войны была художником городских военных частей, некоторое время спустя выезжала в военные части пригородов и писала портреты «отличившихся медсестёр». После войны вернулась к декоративно-оформительской работе в музеях Ленинграда
Русаков скончался 20 сентября 1952 года в Ленинграде на 55-м году жизни. Похоронен на Серафимовском кладбище.
Работы А. И. Русакова находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, в музеях Саратова, Перми, Пскова, Одессы, Брянска, в частных собраниях России, Украины, Германии, Франции, Великобритании, Израиля и других стран; в Петербурге, в собрании наследников художника.
https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/rusakov_ai/index.php
Траугот Георгий Николаевич
1903, Санкт-Петербург –1961, Ленинград
Родился в семье коренного петербуржца, доктора Николая Яковлевича Трауготта, из обрусевших балтийских немцев. Пристрастие Георгия к рисованию обнаружилось рано. Его первым учителем можно считать художника Ивана Павловича Похитонова, мастера поэтического миниатюрного пейзажа.
В 1921 году Траугот приехал из Сызрани в Петроград и поступил во ВХУТЕИН, свободные художественные мастерские, заменившие собой упраздненную в тот период Академию художеств. Учился у К.П. Петрова-Водкина, А.И. Савинова, А.Е. Карёва.
С 1923 года — член РАБИС, с того же года и на протяжении всей жизни — педагог.
С 1929 по 1935 год преподавал в Ленинградском государственном художественно-промышленном техникуме.
В 1927 году женился на художнице В.П. Яновой.
С 1927 года — член общества «Круг художников». Принадлежал к ленинградской школе живописи и графики.
В круг его творческого общения входили А.И. Русаков, В.В. Пакулин, А.С. Ведерников, Г.М. Неменова, В.В. Стерлигов, Т.Н. Глебова и многие другие.
С 1932 года — член СХ.
В 1945-1948 годы — член правления ЛОСХа.
Писал преимущественно пейзажи, в том числе городские.
Г.Н. Траугот сотрудничал с музеями города. Еще до войны, в конце 1930-х годов, он участвовал в экспедициях Государственного музея этнографии (ныне – Российский этнографический музей), во время которых делал много зарисовок. После войны вместе с другими специалистами занимался художественным проектированием экспозиций нескольких музеев: Государственного музея этнографии, Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, Государственного музея истории Ленинграда.
С начала 1950-х вместе со своими сыновьями начал работать в области книжной иллюстрации, образовав известный творческий союз Г.А.В. Траугот (Георгий и два его сына Александр и Валерий).
Участник многих групповых выставок в Ленинграде и СССР.
1958 – персональная выставка, Дом писателя им. В. Маяковского, Ленинград
После начала Великой Отечественной войны был командирован отвечать за светомаскировку на пригородных аэродромах, потом назначен главным художником Военно-медицинского музея, а ближе к концу войны был призван в действующую армию. Жена и старший сын Александр оставались в блокадном Ленинграде, младший сын Валерий был отправлен в эвакуацию.
Скончался 28 сентября 1961 года в Ленинграде в результате трагического несчастного случая.
Произведения находятся в собраниях Государственного Русского музея, других музеев и частных собраний в России и за рубежом.
Персональные выставки: Ленинград, Дом писателя им.В.В.Маяковского (1958), Русский музей («Семья Траугот. Георгий Траугот, Вера Янова, Александр и Валерий Траугот» в 2012).
Фрагмент из сборника «Ничто не забыто», в котором Александр Георгиевич Траугот вспоминает о своих буднях в блокадном городе
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея