ENG
Филиалы:
Выставка «Весть»
Корпус Бенуа

Выставка «Весть»

Новаторская выставка, посвященная информации и коммуникации. 300 произведений  – от Ивана Айвазовского и Ильи Репина до ярких работ современных художников.

Подробнее

Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки
Михайловский замок

Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки

9 августа—14 октября 2024

Выставка объединила более 50 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской г...

Казачество – опора государства Российского
Мраморный дворец

Казачество – опора государства Российского

11 сентября—14 октября 2024

Экспозиция в Мраморном дворце объединяет около 100 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства на казачью тему из собрания Русско...

Россия – Беларусь. Пересечение судеб
Мраморный дворец

Россия – Беларусь. Пересечение судеб

15 сентября—2 декабря 2024

Русский музей совместно с Национальным художественным музеем Республики Беларусь открыл беспрецедентную по масштабу выставку «Россия – Беларусь. Пересечение с...


/ / Блокадный пейзаж. Картины Пакулина, Русакова, Траугота

Блокадный пейзаж. Картины Пакулина, Русакова, Траугота - События

Блокадный пейзаж. Картины Пакулина, Русакова, Траугота

20 января 2024

Военный пейзаж занял особое место как в творчестве художников, так и в истории искусства военных лет.Трагическую красоту блокадного города отразили в своих работах прежде всего художники «ленинградской школы» — Вячеслав Пакулин, Александр Русаков, Георгий Траугот. 

Пакулин Вячеслав Владимирович

1900, Рыбинск – 1951, Ленинград

Живописец, график, художник театра. Учился в ЦУТР (1916–1917; 1920–1922); в АХ–ВХУТЕМАСе (1922–1925) у А. Е. Карева, А. И. Савинова. Участник выставок с 1922. Член и экспонент объединения "Круг художников“ (1926–1932, председатель). Член правления ЛОСХ (с 1932). Член бригады художников (1935) (руководитель А. Н. Самохвалов), работавшей над панно "Хлопок“ для ВСХВ.
Практически все пейзажи блокадного Ленинграда Пакулин писал с натуры. Трагические обстоятельства не помешали художнику проявить свой дар тонкого лирика, мастера со светлым поэтическим чувством. В. В. Пакулин до войны никогда не писал городские пейзажи, и именно в блокаду ему открылась красота города.

В 1944 году в Русском музее открылась выставка пяти художников — В.М.Конашевича, В.В.Пакулина, А.Ф.Пахомова, К.И.Ру­дакова и А.А.Стрекавина. Пакулин показал 28 своих пейзажей. В феврале 1945 года они экспонировались в Москве, еще раз засвиде­тельствовав причастность художника к луч­шим традициям ленинградской пейзажной живописи.

Но после войны художник попал под каток обвинения в формализме и умер в нищете в 51 год. Ушел трагически. Фактически без возможности творить в последние годы, будучи затравленным руководством Ленинградского Союза советских художников (ЛССХ).

С декабря 2021 по апрель 2022 в Корпусе Бенуа проходила персональная выставка Пакулина «В поисках стиля эпохи»

Подробная биография В.В,Пакулина в статье куратора выставки, ведущего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX - XXI веков Ольги Мусаковой

Онлайн-лекция о Вячеславе Пакулине

Смотреть работы художника

Статья о выставке в Theartnewspaper.ru


Русаков Александр Исаакович

1898, Севск Орловской губернии – 1952, Ленинград

Живописец; автор пейзажей, портретов, натюрмортов, жанровых картин. Учился в ПГСХУМ–ВХУТЕМАС (1918–1924) у Н.К.Дубовского, Д.Н.Кардовского, О.Э.Браза. Участник выставок с 1925. В годы войны жил и работал в Ленинграде.

 А. И. Русаков один из тех  художников, кто смог пережить всю блокаду, не прекращая работать. Он создал сильнейшие по выразительности живописные портреты города, опустевшего и разрушенного, в самое тяжёлое для него время первой зимы; работы эти часто репродуцируются и выставляются. «Русаков, по-видимому, чувствовал особую значительность каждого письменного и изобразительного свидетельства „изнутри“, которую отмечал академик Г. А. Князев в своём блокадном дневнике». Отсюда важное свойство его рисунков, сделанных в 1942—1943 годах, — они подробны, и выполнены как законченные вещи, а не наброски.

Русаков писал портреты, пейзажи, жанровые картины, натюрморты. Работал в технике масляной и темперной живописи. В ранний период находился под влиянием французской школы живописи. Мастер городского пейзажа. Автор графических и живописных серий с видами Ленинграда и его окрестностей. В годы войны оставался в Ленинграде, экспонировался на блокадной выставке 1943 года. Персональные выставки произведений Александра Русакова были показаны в Ленинграде (в 1957 в ЛОСХе и в 1984 в Доме писателя им. В. Маяковского) и в Петербурге (1998, музей А. А. Ахматовой).

Русаков принадлежит к числу ведущих представителей так называемой ленинградской школы 1920-40-х, наряду с Н. А. Тырсой, Н. Ф. Лапшиным, А. А. Успенским, А. С. Ведерниковым, В. А. Гринбергом, А. Н. Самохваловым и другими художниками. 

«В большинстве своём пейзажисты ленинградской школы постоянно писали вид из окна своей мастерской… » - писал художник Владимир Гринберг. Лучшая часть творческого наследия художника — пейзажи Ленинграда, часто написанные из окна его дома № 64 на Большом проспекте Петроградской стороны.

Жена А.И.Русакова – известная ленинградская художница и график  Т.И. Купервассер. Татьяна Исидоровна в дни войны была художником городских военных частей, некоторое время спустя выезжала в военные части пригородов и писала портреты «отличившихся медсестёр». После войны вернулась к декоративно-оформительской работе в музеях Ленинграда 

Русаков скончался 20 сентября 1952 года в Ленинграде на 55-м году жизни. Похоронен на Серафимовском кладбище.

Работы А. И. Русакова находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, в музеях Саратова, Перми, Пскова, Одессы, Брянска, в частных собраниях России, Украины, Германии, Франции, Великобритании, Израиля и других стран; в Петербурге, в собрании наследников художника.

https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/rusakov_ai/index.php


Траугот Георгий Николаевич

1903, Санкт-Петербург –1961, Ленинград

Родился в семье коренного петербуржца, доктора Николая Яковлевича Трауготта, из обрусевших балтийских немцев. Пристрастие Георгия к рисованию обнаружилось рано. Его первым учителем можно считать художника Ивана Павловича Похитонова, мастера поэтического миниатюрного пейзажа.

В 1921 году Траугот приехал из Сызрани в Петроград и поступил во ВХУТЕИН, свободные художественные мастерские, заменившие собой упраздненную в тот период Академию художеств. Учился у К.П. Петрова-Водкина, А.И. Савинова, А.Е. Карёва.
С 1923 года — член РАБИС, с того же года и на протяжении всей жизни — педагог.
С 1929 по 1935 год преподавал в Ленинградском государственном художественно-промышленном техникуме.
В 1927 году женился на художнице В.П. Яновой.
С 1927 года — член общества «Круг художников». Принадлежал к ленинградской школе живописи и графики.
В круг его творческого общения входили А.И. Русаков, В.В. Пакулин, А.С. Ведерников, Г.М. Неменова, В.В. Стерлигов, Т.Н. Глебова и многие другие.
С 1932 года — член СХ.
В 1945-1948 годы — член правления ЛОСХа.
Писал преимущественно пейзажи, в том числе городские.
Г.Н. Траугот сотрудничал с музеями города. Еще до войны, в конце 1930-х годов, он участвовал в экспедициях Государственного музея этнографии (ныне – Российский этнографический музей), во время которых делал много зарисовок. После войны вместе с другими специалистами занимался художественным проектированием экспозиций нескольких музеев: Государственного музея этнографии, Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, Государственного музея истории Ленинграда.

С начала 1950-х вместе со своими сыновьями начал работать в области книжной иллюстрации, образовав известный творческий союз Г.А.В. Траугот (Георгий и два его сына Александр и Валерий).

Участник многих групповых выставок в Ленинграде и СССР.

1958 – персональная выставка, Дом писателя им. В. Маяковского, Ленинград

После начала Великой Отечественной войны был командирован отвечать за светомаскировку на пригородных аэродромах, потом назначен главным художником Военно-медицинского музея, а ближе к концу войны был призван в действующую армию. Жена и старший сын Александр оставались в блокадном Ленинграде, младший сын Валерий был отправлен в эвакуацию.

Скончался 28 сентября 1961 года в Ленинграде в результате трагического несчастного случая.
Произведения находятся в собраниях Государственного Русского музея, других музеев и частных собраний в России и за рубежом.

Персональные выставки: Ленинград, Дом писателя им.В.В.Маяковского (1958), Русский музей («Семья Траугот. Георгий Траугот, Вера Янова, Александр и Валерий Траугот» в 2012).

Смотреть работы Г.Н.Траугота

 Фрагмент из сборника «Ничто не забыто», в котором  Александр Георгиевич Траугот вспоминает о своих буднях в блокадном городе


Художник В.В.Пакулин запечатлевает на холсте вид Невского проспекта в первую блокадную зиму. 1941-42гг.

Художник В.В.Пакулин запечатлевает на холсте вид Невского проспекта в первую блокадную зиму. 1941-42гг.

ПАКУЛИН Вячеслав Владимирович

ПАКУЛИН Вячеслав Владимирович

Траугот Георгий Николаевич

Траугот Георгий Николаевич

Русаков Александр Исаакович

Русаков Александр Исаакович

Русаков А. И. Ленинград в дни блокады. 1944

Русаков А. И. Ленинград в дни блокады. 1944

Пакулин В.В. львиный мостик Весна. 1943

Пакулин В.В. львиный мостик Весна. 1943

Траугот Г.Н.. За водой. 1942

Траугот Г.Н.. За водой. 1942



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее