Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI-XX веков
Масштабная выставка, на которой будут представлены живописные полотна, произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства XVI-X...
21 января 2023
График, литограф, живописец; иллюстратор книг, периодических изданий.
Борис Ермолаев родился в Петербурге в 1903 году, с детства увлекался рисованием и в 1921 году поступил в Петроградский художественно-промышленный техникум, где учился у В.Федоровича и М.Авилова. Пытаясь сохранить независимость и творческую свободу среди многообразия существовавших в то время направлений современного искусства, Борис Ермолаев создавал фундамент своего творчества, не становясь последователем какой-либо одной теории. После окончания техникума в 1925 году молодой художник был призван на службу в армию, где старался не оставлять рисование. С тех пор занятие графикой превратилось в привычную составляющую его творчества. Участник выставок с 1928. Член и экспонент: Община художников (1928–1930); «Цех художников» (1930–1932). Член СХ (с 1941). Работал в газетах «Ленинские искры», «Бытовая газета», журналах «Красная панорама», «Юный пролетарий», «Резец», иллюстрировал детские книги (1927–1934); в литографской мастерской ЛОСХ (с 1940).
После тяжелого ранения в 1943 году Борис Ермолаев к живописи практически больше не возвращается, он занимается рисованием. Созданные им в конце 1940-х - начале 1950-х годов акварели отличаются прямолинейностью и грубоватой трактовкой формы. В литографской мастерской в полной мере раскрылся талант Ермолаева – блестящего колориста и, как сейчас сказали бы, тонкого стилиста. В 1950-е в технике цветной литографии он создает большие серии эстампов «Стадион» (1956-1957) и «Деревня» (1958-1961), а в 1960-е – серию «Символы жизни» (в том числе «Русская мадонна», 1969). «Отдых» (1960) – вершина творчества Ермолаева. В 1973 году Ермолаев закончил работать в технике цветной литографии, до самой смерти в 1982 году продолжает работать цветным карандашом.
Персональная выставка в Русском музее в 2004 году
Статья-биография к 110-летию Бориса Николаева
КАПЛУН Адриан Владимирович
1887, Пермь – 1974, Ленинград
График, офортист, литограф, художник книги. Учился в Пермском техническом училище (1902–1905), в ЦУТР барона А.Л.Штиглица (1906–1912). Преподавал в пермском ВХУТЕМАС. профессор (1918–1922). Участник выставок с 1912.
Из семьи крещеного еврея Владимира Тихоновича Каплуна и его жены Александры Семеновны. Учился в Пермском техническом училище (1902-1905), школе рисования А. Шанина и в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1905-1906), Петербургском Центральном училище технического рисования (окончил в 1912). Ведущие педагоги: В. В. Матэ (по гравюре), В. Е. Савинский (по живописи).
Участвует в выставках с 1910 года. Прижизненные персональные выставки — Ленинград (1937, 1938, 1947, 1972), Пермь (1960). С 1922 г. жил в Ленинграде. Принимал участие в международных выставках советского искусства в Берлине и Нью-Йорке.
Член объединений: Пермское общество любителей живописи, ваяния и зодчества; Община художников; Мир искусства; 4 искусства. Преподавал в Пермском художественном техникуме. Ученики: Василий Кобелев, Н. В. Кашина, И. А. Коротков, В. И. Курдов, В. М. Орешников, В. Д. Цельмер и др.
В 1920-е годы, в качестве художника-иллюстратора сотрудничал с журналами Красная панорама и Красная нива. Оформлял и иллюстрировал книги для издательств, был художественным редактором Изогиза.
В самом начале 1941 г. в печатной мастерской ИЖСА им. Репина работал над литографской серией «Кавказ времен Лермонтова». Литографированный автором, перед началом войны альбом, так и не был тиражирован (известны только отдельные экземпляры). В годы войны находился в Ленинграде. Рисовал городские пейзажи, залы ГЭ. В 1944 после освобождения Петергофа создал серию рисунков и акварелей, изображающих разрушенные архитектурные памятники города. Выполнил серии литографий, посвященных блокадному Ленинграду, Петергофу (1945).
Альбомы автолитографий: «Крым» (1922); «Грузия» (1925); «Бухара» (1956). Серия литографий разрушенных пригородов Ленинграда: «Петродворец. Пушкин. Павловск» (1944). В 1950-1960-е годы провел в многочисленных поездках (в т. ч. зарубежных). Рисовал и писал маслом, занимался эстампом.
Умер А.В.Каплун в 1974 г. в Ленинграде. Произведения художника хранятся во многих музеях мира: в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее Академии Художеств, Лувре (Париж), Национальном музее (Лондон), Государственном музее искусств (Варшава), Национальном музее (Афины), в музеях Саратова, Нижнего Новгорода, Казани, Перми, Баку, Киева, Таллинна, Праги, Братиславы и др.
В фондах ЦГАЛИ СПб сохранились дневниковые записи художника А. В. Каплуна в военное время.
Произведения из собрания Чувашского государственного художественного музея
ТИМКОВ Николай Ефимович
1912, Ростов-на-Дону — 1995, Ленинград
Живописец, график.
Николай Тимков родился в поселке Нахичеванские Дачи в пригороде Ростова-на-Дону. Учился в Ростовском художественном училище. В 1939 году окончил ЛИЖСА по мастерской Исаака Бродского. Занимался у Михаила Бернштейна, Аркадия Рылова, Александра Любимова, Владимира Серова.
В 1940 призван в Красную Армию (на Балтийский флот). Служил до конца войны. В годы войны — на Ленинградском фронте в частях Военно-Морского флота. Выполнял оформительские работы в клубе Балтийского полуэкипажа. Состоял в группе художников Политуправления Балтийского флота. Создал серию гуашей "Ленинград военных лет", зарисовки с натуры. В годы войны Николай Тимков участвовал почти во всех выставках художников блокадного города и защитников Ленинграда. Писал пейзажи, тематические композиции, этюды с натуры. Работал в технике акварели и масляной живописи.
В 1982 году выставка Тимкова с успехом прошла в залах Московского дома художника на Кузнецком мосту, показанная затем в Военно-Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина и в Звёздном городке. В 1987 году семидесятипятилетнему мастеру было присвоено почетное звание Заслуженного художника Российской Федерации. Последняя прижизненная выставка Тимкова прошла в 1993 году в тех же залах теперь уже Петербургского Союза художников, где в 1947 он показал первую выставку своих работ.
Скончался Николай Ефимович Тимков 25 декабря 1993 года на восемьдесят втором году жизни. Уже после смерти его творчество получило признание и вызвало большой интерес за рубежом. Выставки его произведений прошли в Сан-Франциско, Аспене, Нью-Йорке, Скотсдейле, Палм Бич, Вэйле, Вашингтоне и других городах США. Это принесло Тимкову широкую известность и славу «русского импрессиониста». Одним из первых советских художников и, возможно, первым пейзажистом, он был причислен на Западе к крупнейшим мастерам живописи ХХ века.
БОБЫШОВ Михаил Павлович
1885, деревня Погорелое Осташковского уезда Тверской губернии — 1964, Ленинград
Художник театра, график, живописец, педагог. Учился в ЦУТР барона А.Л. Штиглица (1901–1907) у Г. И. Котова, В. Е. Савинского, М. А. Чижова. По окончании получил звание художника и заграничное пенсионерство. Посетил Францию, Англию, Италию, Испанию. Участник выставок с 1912 года.
Преподавал в ЦУТР (1912–1918), в ЛХПТ (1924–1928), МГХИ (1943–1947), в ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН–ИЖСА (1926–1942; 1948–1964). Участник выставок с 1911. Профессор (с 1939). Народный художник РСФСР (с 1961). Действительный член АХ СССР.
До февраля 1942 оставался в блокадном Ленинграде, создал цикл графических работ "Героический Ленинград (Оборона города)" (1941–1942). В 1944, вернувшись из эвакуации, продолжил работу над серией гуашей "Ленинград в дни войны и победы" (1941–1945).
Как театральный художник начал работать в Петербурге с 1911 года. Одновременно рисовал для журналов. Оформил спектакли для Академического Малого оперного театра, Ленинградского театра комедии, Государственного Академического театра оперы и балета, московских Оперного театра имени К. Станиславского и Малого театра, а также театров Киева, Софии. Автор многих живописных и графических работ.
Участник выставочной группы «Шестнадцать» (1922—1928), член учредитель «Общества живописцев» (1928—1930). С 1926 года М. П. Бобышов — бессменный руководитель мастерской театрально-декорационной живописи. Также преподавал в Московском художественном институте (1943—1947).
В 1957 году в Академии художеств в Ленинграде прошла выставка произведений М. Бобышова, приуроченная к 50-летию творческой деятельности художника. Весной 1964 года в залах ЛОСХ прошла ретроспективная выставка произведений М. Бобышова, на которой было показано около 500 произведений живописи, графики и театрально-декорационного искусства.
Скончался 7 июля 1964 года в Ленинграде на 79-м году жизни.
Произведения М. П. Бобышова находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, во многих музеях и частных собраниях в России, Франции, Украине, Германии и других странах.
Тверская областная картинная галерея.Видео о картине Бобышева "Салют"
ФИТИНГОФ Георгий Петрович
1905, Псков – 1965, Ленинград
Георгий Фитингоф происходил из древнего баронского рода остзейского дворянства, первые сведения о его предках датируются 1230 годом. Дворянский титул сыграл свою роль в его судьбе, 28 декабря 1934г. был арестован и заключен в тюрьму. В 1935 был освобожден, но в Ленинград вернулся только в 1936г. Этот факт хорошо просматривается по изданиям журнала «Вокруг света», где рисунки художника исчезают со страниц журнала на время заключения.
Живописец, график, книжный иллюстратор. Учился в РШ ОПХ (1917), в ПХПТ у А. Р. Эберлинга, М. И. Авилова, в ВХУТЕМАС (1920–1926). С 1924 сотрудничал с издательствами „Мысль“, „Прибой“, с Госиздатом, с журналами „Вокруг света“, „Ленинские искры“. С 1938 и до конца жизни работал в издательстве „Детская литература“. В блокадном Ленинграде до мобилизации в армию выполнял задания СХ, работал для Центрального музея военно-санитарной службы Советской Армии.
Участник всесоюзных выставок в Москве, Ленинграде.
Умер в 1975 г. в городе Пушкин. Похоронен на Казанском кладбище (Каменная аллея).
Работы художника находятся в собраниях:
Государственного Русского музея;
Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина;
Пермской государственной художественной галереи;
Тверской областной картинной галереи...
ПАВЛОВ Николай Александрович
1899, Саратов - 1968, Ленинград
Рисовальщик, гравер, театральный художник. Педагог. Учился в Боголюбовском рисовальном училище, в Государственных свободных художественных мастерских у П.С. Уткина. В начале 1920-х переехал в Петроград и поступил во ВХУТЕМАС, занимался на полиграфическом факультете у Е.С. Кругликовой, Д.И. Митрохина и В.М. Конашевича. Участник выставок с 1928. В 1933-1941 преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры ВАХ, в 1945-1951 - в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. Работал в различных печатных техниках.
Вместе с другими художниками Павлов много и активно работал в осажденном Ленинграде: бывал в авиационных соединениях, на кораблях Балтийского флота. Портреты героев-летчиков, моряков экипажа гвардейского эскадренного миноносца «Стойкий» предстают перед нами страницами героической летописи обороны города. Рядом с ними – зарисовки тяжелого блокадного быта ленинградцев: «Уборка снега», «За водой». В одном из своих офортов художник запечатлел драматическое событие – «Пожар на Бадаевских складах 8 сентября 1941 года» , положившее начало голоду в городе, когда сгорели основные запасы продовольствия. Об ужасах войны напоминает и другая гравюра – «Квартира после артиллерийского обстрела» (1941). Незабываемые впечатления блокадных лет сохранены в серии рисунков, посвященных памятникам скульптуры.
ЗАЛЬЦМАН Павел Яковлевич
1912, Кишенёв – 1985, Алма-Ата
Павел Зальцман родился в Кишинёве, был младшим ребёнком в семье кадрового офицера царской армии и Марии Николаевны Зальцман (урождённой Марии Самуиловны Орнштейн. С 1917 года семья скиталась по южной Украине, и наконец, в конце августа 1925 года прибыла в Ленинград. Отец работал бухгалтером, семья жила в Загородном переулке.
После окончания в 1929 году последних трёх классов ленинградской 1-й советской средней школы работал иллюстратором в ленинградских журналах «Резец», «Перелом», «Стройка», «Юный пролетарий» (1931—1932). С 1928 года — стажёр на киностудии «Белгоскино» у художников А. А. Арапова и В. Егорова.
В 1929 году познакомился с П. Н. Филоновым, стал его последователем и членом группы «Мастеров аналитического искусства» (МАИ — школы Филонова). Одновременно стал членом ЛОССХа (Ленинградское отделение Союза художников СССР, 1932), однако после войны членство не возобновил. В 1932—1933 годах вместе с другими учениками П. Н. Филонова участвовал в подготовке иллюстраций к традиционному финскому эпосу «Калевала».
С 1930 года работал на Ленфильме ассистентом художников П. Бетаки и Ф. Бернштама, с 1931 по 1941 год был художником—постановщиком на съёмках кинофильмов братьев Васильевых («Личное дело», 1932), Николая Береснёва («Анненковщина», 1933), Ильи Трауберга («Частный случай», 1934) и др. В 1932—1940 годах участвовал в киноэкспедициях на Урал, Памир, в Карелию, Забайкалье, Среднюю Азию и Крым.
Первый блокадный год работал проектировщиком маскировочных работ на обороне Ленинграда. Родители погибли от голода в блокадном Ленинграде зимой 1941—1942 года. 27 июля 1942 года был эвакуирован из города с «Ленфильмом» и 20 августа прибыл в Алма-Ату.
В Казахстане Павел Зальцман был распределён на работу в ЦОКС (Центральную объединённую киностудию), располагавшуюся там в годы войны. В 1944 году, когда киностудии «Ленфильм» и «Мосфильм» вернулись из эвакуации, был лишён возможности уехать из Алма-Аты — за ним, как за немцем по паспорту, был закреплён статус спецпоселенца. Работал художником-постановщиком киностудии Казахфильм, с перерывом на время кампании по борьбе с космополитизмом 1948—1953 годов; в 1955—1985 годах — главный художник киностудии. С 1948 года преподавал историю искусства в художественном училище, Архитектурной академии, педагогическом институте, на филологическом факультете Казахского университета и на сценарных курсах при киностудии «Казахфильм» в Алма-Ате. С 1957 года член Союза кинематографистов, с 1967 года — Союза художников Казахской ССР.
Послевоенное творчество Зальцмана связано прежде всего с двумя основными темами: серией графических реминисценций о еврейских местечках левобережья Днестра и портретистикой на основе современных ему казахских мотивов.
Скончался 20 декабря 1985 года.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея