ENG
Филиалы:
Выставка «Весть»
Корпус Бенуа

Выставка «Весть»

Новаторская выставка, посвященная информации и коммуникации. 300 произведений  – от Ивана Айвазовского и Ильи Репина до ярких работ современных художников.

Подробнее

Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки
Михайловский замок

Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки

9 августа—14 октября 2024

Выставка объединила более 50 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской г...

Казачество – опора государства Российского
Мраморный дворец

Казачество – опора государства Российского

11 сентября—14 октября 2024

Экспозиция в Мраморном дворце объединяет около 100 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства на казачью тему из собрания Русско...

Россия – Беларусь. Пересечение судеб
Мраморный дворец

Россия – Беларусь. Пересечение судеб

15 сентября—2 декабря 2024

Русский музей совместно с Национальным художественным музеем Республики Беларусь открыл беспрецедентную по масштабу выставку «Россия – Беларусь. Пересечение с...


/ / Будни блокадного города

Будни блокадного города - События

Будни блокадного города

21 января 2024

Работа художников непосредственно на улицах блокадного города не приветствовалась, но, тем не менее, многие художники изображали улицы города во время артобстрелов, разрушенные взрывами дома, укрытые памятники.

ЕРМОЛАЕВ Борис Николаевич

1903, Санкт-Петербург – 1982, Ленинград

График, литограф, живописец; иллюстратор книг, периодических изданий. 

Борис Ермолаев родился в Петербурге в 1903 году, с детства увлекался рисованием и в 1921 году поступил в Петроградский художественно-промышленный техникум, где учился у В.Федоровича и М.Авилова. Пытаясь сохранить независимость и творческую свободу среди многообразия существовавших в то время направлений современного искусства, Борис Ермолаев создавал фундамент своего творчества, не становясь последователем какой-либо одной теории. После окончания техникума в 1925 году молодой художник был призван на службу в армию, где старался не оставлять рисование. С тех пор занятие графикой превратилось в привычную составляющую его творчества. Участник выставок с 1928. Член и экспонент: Община художников (1928–1930); «Цех художников» (1930–1932). Член СХ (с 1941). Работал в газетах «Ленинские искры», «Бытовая газета», журналах «Красная панорама», «Юный пролетарий», «Резец», иллюстрировал детские книги (1927–1934); в литографской мастерской ЛОСХ (с 1940).

После тяжелого ранения в 1943 году Борис Ермолаев к живописи практически больше не возвращается, он занимается рисованием. Созданные им в конце 1940-х - начале 1950-х годов акварели отличаются прямолинейностью и грубоватой трактовкой формы. В литографской мастерской в полной мере раскрылся талант Ермолаева – блестящего колориста и, как сейчас сказали бы, тонкого стилиста. В 1950-е в технике цветной литографии он создает большие серии эстампов «Стадион» (1956-1957) и «Деревня» (1958-1961), а в 1960-е – серию «Символы жизни» (в том числе «Русская мадонна», 1969).    «Отдых» (1960) – вершина творчества Ермолаева. В 1973 году Ермолаев закончил работать в технике цветной литографии, до самой смерти в 1982 году продолжает работать цветным карандашом.

Галерея работ

Персональная выставка в Русском музее в 2004 году

Статья-биография к 110-летию Бориса Николаева


КАПЛУН Адриан Владимирович

1887, Пермь – 1974, Ленинград

График, офортист, литограф, художник книги. Учился в Пермском техническом училище (1902–1905), в ЦУТР барона А.Л.Штиглица (1906–1912). Преподавал в пермском ВХУТЕМАС. профессор (1918–1922). Участник выставок с 1912.

Из семьи крещеного еврея Владимира Тихоновича Каплуна и его жены Александры Семеновны. Учился в Пермском техническом училище (1902-1905), школе рисования А. Шанина и в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1905-1906), Петербургском Центральном училище технического рисования (окончил в 1912). Ведущие педагоги: В. В. Матэ (по гравюре), В. Е. Савинский (по живописи).

Участвует в выставках с 1910 года. Прижизненные персональные выставки — Ленинград (1937, 1938, 1947, 1972), Пермь (1960). С 1922 г. жил в Ленинграде. Принимал участие в международных выставках советского искусства в Берлине и Нью-Йорке.

Член объединений: Пермское общество любителей живописи, ваяния и зодчества; Община художников; Мир искусства; 4 искусства. Преподавал в Пермском художественном техникуме. Ученики: Василий Кобелев, Н. В. Кашина, И. А. Коротков, В. И. Курдов, В. М. Орешников, В. Д. Цельмер и др.

В 1920-е годы, в качестве художника-иллюстратора сотрудничал с журналами Красная панорама и Красная нива. Оформлял и иллюстрировал книги для издательств, был художественным редактором Изогиза.

В самом начале 1941 г. в печатной мастерской ИЖСА им. Репина работал над литографской серией «Кавказ времен Лермонтова». Литографированный автором, перед началом войны альбом, так и не был тиражирован (известны только отдельные экземпляры). В годы войны находился в Ленинграде. Рисовал городские пейзажи, залы ГЭ. В 1944 после освобождения Петергофа создал серию рисунков и акварелей, изображающих разрушенные архитектурные памятники города. Выполнил серии литографий, посвященных блокадному Ленинграду, Петергофу (1945).

Альбомы автолитографий: «Крым» (1922); «Грузия» (1925); «Бухара» (1956). Серия литографий разрушенных пригородов Ленинграда: «Петродворец. Пушкин. Павловск» (1944). В 1950-1960-е годы провел в многочисленных поездках (в т. ч. зарубежных). Рисовал и писал маслом, занимался эстампом.

Умер А.В.Каплун в 1974 г. в Ленинграде. Произведения художника хранятся во многих музеях мира: в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее Академии Художеств, Лувре (Париж), Национальном музее (Лондон), Государственном музее искусств (Варшава), Национальном музее (Афины), в музеях Саратова, Нижнего Новгорода, Казани, Перми, Баку, Киева, Таллинна, Праги, Братиславы и др.   

В фондах ЦГАЛИ СПб сохранились дневниковые записи художника А. В. Каплуна в военное время.

Произведения из собрания Чувашского государственного художественного музея


ТИМКОВ Николай Ефимович

1912, Ростов-на-Дону — 1995, Ленинград

Живописец, график.

Николай Тимков родился в поселке Нахичеванские Дачи в пригороде Ростова-на-Дону. Учился в Ростовском художественном училище. В 1939 году окончил ЛИЖСА по мастерской Исаака Бродского. Занимался у Михаила Бернштейна, Аркадия Рылова, Александра Любимова, Владимира Серова.

В 1940 призван в Красную Армию (на Балтийский флот). Служил до конца войны. В годы войны — на Ленинградском фронте в частях Военно-Морского флота. Выполнял оформительские работы в клубе Балтийского полуэкипажа. Состоял в группе художников Политуправления Балтийского флота. Создал серию гуашей "Ленинград военных лет", зарисовки с натуры. В годы войны Николай Тимков участвовал почти во всех выставках художников блокадного города и защитников Ленинграда. Писал пейзажи, тематические композиции, этюды с натуры. Работал в технике акварели и масляной живописи.

В 1982 году выставка Тимкова с успехом прошла в залах Московского дома художника на Кузнецком мосту, показанная затем в Военно-Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина и в Звёздном городке. В 1987 году семидесятипятилетнему мастеру было присвоено почетное звание Заслуженного художника Российской Федерации. Последняя прижизненная выставка Тимкова прошла в 1993 году в тех же залах теперь уже Петербургского Союза художников, где в 1947 он показал первую выставку своих работ.

Скончался Николай Ефимович Тимков 25 декабря 1993 года на восемьдесят втором году жизни. Уже после смерти его творчество получило признание и вызвало большой интерес за рубежом. Выставки его произведений прошли в Сан-Франциско, Аспене, Нью-Йорке, Скотсдейле, Палм Бич, Вэйле, Вашингтоне и других городах США. Это принесло Тимкову широкую известность и славу «русского импрессиониста». Одним из первых советских художников и, возможно, первым пейзажистом, он был причислен на Западе к крупнейшим мастерам живописи ХХ века. 

 Подробная биография

Смотреть работы


БОБЫШОВ Михаил Павлович

1885, деревня Погорелое Осташковского уезда Тверской губернии — 1964, Ленинград

Художник театра, график, живописец, педагог. Учился в ЦУТР барона А.Л. Штиглица (1901–1907) у Г. И. Котова, В. Е. Савинского, М. А. ЧижоваПо окончании получил звание художника и заграничное пенсионерство. Посетил Францию, Англию, Италию, Испанию. Участник выставок с 1912 года.

Преподавал в ЦУТР (1912–1918), в ЛХПТ (1924–1928), МГХИ (1943–1947), в ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН–ИЖСА (1926–1942; 1948–1964). Участник выставок с 1911. Профессор (с 1939). Народный художник РСФСР (с 1961). Действительный член АХ СССР.

До февраля 1942 оставался в блокадном Ленинграде, создал цикл графических работ "Героический Ленинград (Оборона города)" (1941–1942). В 1944, вернувшись из эвакуации, продолжил работу над серией гуашей "Ленинград в дни войны и победы" (1941–1945).

Как театральный художник начал работать в Петербурге с 1911 года. Одновременно рисовал для журналов. Оформил спектакли для Академического Малого оперного театра, Ленинградского театра комедии, Государственного Академического театра оперы и балета, московских Оперного театра имени К. Станиславского и Малого театра, а также театров Киева, Софии. Автор многих живописных и графических работ.

Участник выставочной группы «Шестнадцать» (1922—1928), член учредитель «Общества живописцев» (1928—1930). С 1926 года М. П. Бобышов — бессменный руководитель мастерской театрально-декорационной живописи. Также преподавал в Московском художественном институте (1943—1947).

В 1957 году в Академии художеств в Ленинграде прошла выставка произведений М. Бобышова, приуроченная к 50-летию творческой деятельности художника. Весной 1964 года в залах ЛОСХ прошла ретроспективная выставка произведений М. Бобышова, на которой было показано около 500 произведений живописи, графики и театрально-декорационного искусства.

Скончался 7 июля 1964 года в Ленинграде на 79-м году жизни.

Произведения М. П. Бобышова находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, во многих музеях и частных собраниях в России, Франции, Украине, Германии и других странах.

Галерея работ

Тверская областная картинная галерея.Видео о картине Бобышева "Салют"



ФИТИНГОФ Георгий Петрович

1905, Псков – 1965, Ленинград

Георгий Фитингоф происходил из древнего баронского рода остзейского дворянства, первые сведения о его предках датируются 1230 годом.  Дворянский титул сыграл свою роль в его судьбе, 28 декабря 1934г. был арестован и заключен в тюрьму. В 1935 был освобожден, но в Ленинград вернулся только в 1936г. Этот факт хорошо просматривается по изданиям журнала «Вокруг света», где рисунки художника исчезают со страниц журнала на время заключения.

Живописец, график, книжный иллюстратор. Учился в РШ ОПХ (1917), в ПХПТ у А. Р. Эберлинга, М. И. Авилова, в ВХУТЕМАС (1920–1926). С 1924 сотрудничал с издательствами „Мысль“, „Прибой“, с Госиздатом, с журналами „Вокруг света“, „Ленинские искры“. С 1938 и до конца жизни работал в издательстве „Детская литература“. В блокадном Ленинграде до мобилизации в армию выполнял задания СХ, работал для Центрального музея военно-санитарной службы Советской Армии. 

Участник всесоюзных выставок в Москве, Ленинграде.
Умер в 1975 г. в городе Пушкин. Похоронен на Казанском кладбище (Каменная аллея).

Работы художника находятся в собраниях:
Государственного Русского музея;
Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина;
Пермской государственной художественной галереи;
Тверской областной картинной галереи...

Галерея работ


ПАВЛОВ Николай Александрович

1899, Саратов - 1968, Ленинград

Рисовальщик, гравер, театральный художник. Педагог. Учился в Боголюбовском рисовальном училище, в Государственных свободных художественных мастерских у П.С. Уткина. В начале 1920-х переехал в Петроград и поступил во ВХУТЕМАС, занимался на полиграфическом факультете у Е.С. Кругликовой, Д.И. Митрохина и В.М. Конашевича. Участник выставок с 1928. В 1933-1941 преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры ВАХ, в 1945-1951 - в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. Работал в различных печатных техниках. 

Вместе с другими художниками Павлов много и активно работал в осажденном Ленинграде: бывал в авиационных соединениях, на кораблях Балтийского флота. Портреты героев-летчиков, моряков экипажа гвардейского эскадренного миноносца «Стойкий» предстают перед нами страницами героической летописи обороны города. Рядом с ними – зарисовки тяжелого блокадного быта ленинградцев: «Уборка снега», «За водой». В одном из своих офортов художник запечатлел драматическое событие – «Пожар на Бадаевских складах 8 сентября 1941 года» , положившее начало голоду в городе, когда сгорели основные запасы продовольствия. Об ужасах войны напоминает и другая гравюра – «Квартира после артиллерийского обстрела» (1941). Незабываемые впечатления блокадных лет сохранены в серии рисунков, посвященных памятникам скульптуры.


ЗАЛЬЦМАН Павел Яковлевич

1912, Кишенёв – 1985, Алма-Ата

Сайт о художнике, сделанный членами его семьи Е.Зальцман и М.Зусманович (биография, картины, графика, кино, литература, дневники и другое)

Павел Зальцман родился в Кишинёве, был младшим ребёнком в семье кадрового офицера царской армии и Марии Николаевны Зальцман (урождённой Марии Самуиловны Орнштейн. С 1917 года семья скиталась по южной Украине, и наконец, в конце августа 1925 года прибыла в Ленинград. Отец работал бухгалтером, семья жила в Загородном переулке.

После окончания в 1929 году последних трёх классов ленинградской 1-й советской средней школы работал иллюстратором в ленинградских журналах «Резец», «Перелом», «Стройка», «Юный пролетарий» (1931—1932). С 1928 года — стажёр на киностудии «Белгоскино» у художников А. А. Арапова и В. Егорова.

В 1929 году познакомился с П. Н. Филоновым, стал его последователем и членом группы «Мастеров аналитического искусства» (МАИ — школы Филонова). Одновременно стал членом ЛОССХа (Ленинградское отделение Союза художников СССР, 1932), однако после войны членство не возобновил. В 1932—1933 годах вместе с другими учениками П. Н. Филонова участвовал в подготовке иллюстраций к традиционному финскому эпосу «Калевала».

С 1930 года работал на Ленфильме ассистентом художников П. Бетаки и Ф. Бернштама, с 1931 по 1941 год был художником—постановщиком на съёмках кинофильмов братьев Васильевых («Личное дело», 1932), Николая Береснёва («Анненковщина», 1933), Ильи Трауберга («Частный случай», 1934) и др. В 1932—1940 годах участвовал в киноэкспедициях на УралПамир, в КарелиюЗабайкальеСреднюю Азию и Крым.

Первый блокадный год работал проектировщиком маскировочных работ на обороне Ленинграда. Родители погибли от голода в блокадном Ленинграде зимой 1941—1942 года. 27 июля 1942 года был эвакуирован из города с «Ленфильмом» и 20 августа прибыл в Алма-Ату.

В Казахстане Павел Зальцман был распределён на работу в ЦОКС (Центральную объединённую киностудию), располагавшуюся там в годы войны. В 1944 году, когда киностудии «Ленфильм» и «Мосфильм» вернулись из эвакуации, был лишён возможности уехать из Алма-Аты — за ним, как за немцем по паспорту, был закреплён статус спецпоселенца. Работал художником-постановщиком киностудии Казахфильм, с перерывом на время кампании по борьбе с космополитизмом 1948—1953 годов; в 1955—1985 годах — главный художник киностудии. С 1948 года преподавал историю искусства в художественном училище, Архитектурной академии, педагогическом институте, на филологическом факультете Казахского университета и на сценарных курсах при киностудии «Казахфильм» в Алма-Ате. С 1957 года член Союза кинематографистов, с 1967 года — Союза художников Казахской ССР.

Послевоенное творчество Зальцмана связано прежде всего с двумя основными темами: серией графических реминисценций о еврейских местечках левобережья Днестра и портретистикой на основе современных ему казахских мотивов.

Скончался 20 декабря 1985 года. 

ЕРМОЛАЕВ Борис Николаевич

ЕРМОЛАЕВ Борис Николаевич

БОБЫШОВ Михаил Павлович

БОБЫШОВ Михаил Павлович

КАПЛУН Адриан Владимирович

КАПЛУН Адриан Владимирович

ФИТИНГОФ Георгий Петрович

ФИТИНГОФ Георгий Петрович

ЗАЛЬЦМАН Павел Яковлевич

ЗАЛЬЦМАН Павел Яковлевич

ПАВЛОВ Николай Александрович

ПАВЛОВ Николай Александрович

ТИМКОВ Николай Ефимович

ТИМКОВ Николай Ефимович



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее