ENG
Филиалы:
Владимир Васильковский. К 100-летию со дня рождения
Строгановский дворец

Владимир Васильковский. К 100-летию со дня рождения

17 июня—23 августа 2021

Владимир Васильковский оставил ощутимый след в художественной культуре: современный Санкт-Петербург не представляется без спроектированных Васи...

Иван Иванович Шишкин. 1832–1898
Корпус Бенуа

Иван Иванович Шишкин. 1832–1898

23 июня—30 августа 2021

Творчество Ивана Ивановича Шишкина занимает особое место в истории отечественного изобразительного искусства. Выставка из фондов Русского музея предоставит возможн...

Айдан Салахова. Из цикла «Новые святые»
Мраморный дворец

Айдан Салахова. Из цикла «Новые святые»

24 июня—25 октября 2021

Замысел цикла «Новые святые» родился в московском госпитале «Царицыно», где художница в 2020 году, по возвращении из Италии, находилась на карантине в «кра...

Итальянский футуризм из коллекции Маттиоли. Русский кубофутуризм из Русского музея и частных коллекций
Михайловский замок
Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения.
Корпус Бенуа

Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения.

22 июля—20 сентября 2021

На выставке, посвященной 150-летию со дня рождения Грабаря, представлено более 120 живописных произведений.

Подробнее

Пейзаж в скульптуре. Скульптура в пейзаже
Мраморный дворец

Пейзаж в скульптуре. Скульптура в пейзаже

29 июля—30 сентября 2021

Экспозиция объединяет около 130 произведений из собрания Русского музея и частных коллекций. Наряду со скульптурными работами и образцами нумизматики на ...

/ / Комментарий к статье в газете «Коммерсант»

Комментарий к статье в газете «Коммерсант» - События

Комментарий к статье в газете «Коммерсант»

10 октября 2016—10 октября 2016

Администрация Русского музея и кураторы выставки «Василий Кандинский и Россия» подготовили ответ на статью в газете «Коммерсант» от 26.09.2016.

Наверное, можно бы и безразлично промолчать, прочитав странный отзыв Киры Долининой в газете «Коммерсант» о выставке Василия Кандинского, открывшейся в Русском музее две недели назад. Но очень уж очевиден высокомерно- неуважительный тон рецензента при не вполне профессиональных суждениях о материале.. Конечно, Кира Долинина считает, что она знает о Кандинском больше и лучше устроителей выставки. Еще бы! Она ведь прочла книгу Валерия Турчина «Кандинский и Россия»,  полагает это достаточным для обоснованности своих оценок. Однако далеко не все зрители читали даже книгу Турчина, не говоря уж о других работах о Кандинском – разнообразных статьях, собственных высказываниях художника и так далее. Видимо, журналист считает, что подробно и глубоко владеть материалом вовсе и не обязательно, чтобы судить о выставке.

Если бы Кира Долинина углубилась в написанное о Кандинском, то, наверное, в ее опусе в газете «Коммерсант» не было бы ошибок, умолчаний, путаницы, которые выдаются за суперпонимание не только художника, но и идеи выставки. Приведем всего лишь несколько примеров. Упорно связывая творчество Кандинского с Германией, Долинина, видимо, не знает, что Кандинский начал экспонировать свои работы в России еще в середине 1900-х годов. Кроме того, от его экспедиции в Вологодскую губернию в 1889 году остались не только статьи об увиденном, но наброски, записи, свидетельствующие об активных размышлениях, в том числе и художественных. Он зарисовывал орнаменты прялок, деревянных деталей домов. Позднее, в «Ступенях», художник описал, какое сильное влияние оказали на него эти изделия народных мастеров. Долинина приводит цитату о «желто-серых лицах» жителей деревень, увиденных Кандинским. Но намеренно или по забывчивости не вспоминает самый яркий текст из «Ступеней», в котором художник признается в том, что именно в крестьянской избе он впервые «вращался в картине»: «Когда я, наконец, вошел в горницу, живопись обступила меня, и я вошел в нее. С тех пор это чувство жило во мне бессознательно <…> Вероятно, именно путем таких впечатлений во мне воплощались мои дальнейшие желания, цели в искусстве. Несколько лет занимало меня искание средств для введения зрителя в картину так, чтобы он вращался в ней, самозабвенно в ней растворялся <…>».

Именно потому введение в экспозицию выставки раздела предметов народного искусства — это ход, но не формальный и не легкомысленный, а специальный, намеренный, поскольку российские зрители еще меньше, чем любые зарубежные, знают и помнят о корнях Кандинского, которым он посвящает многие страницы в своих воспоминаниях. И устроители таким образом надеются приблизить абстракции Кандинского к зрителям, не всегда их понимающим. Странно, как же этого не заметила Кира Долинина, если она читала тексты Кандинского, в том числе о Москве: «Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности, в последнем следствии представляющей собою беспримерно своеобразно единый облик, те же свойства во внутренней жизни, спутывающие чуждого наблюдателя (отсюда и многообразные, противоречивые отзывы иностранцев о Москве), но все же в последнем следствии — жизни, такой же своеобразно-единой. <...> Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Она — мой живописный камертон. Мне кажется, что это всегда так и было и что благодаря — с течением времени приобретенным — внешним формальным средствам я писал все ту же «натуру», но лишь форма моя совершенствовалась в своей большей существенности и в большей выразительности…». Разве не яснее для зрителя становятся полотна художника, особенно те, в которых просматриваются элементы московской церковной архитектуры?

И ничего нет странного в том, что устроители выставки Кандинского в подтверждение суждений художника о своих корнях вводят в экспозицию подтверждающий их изобразительный материал и тексты самого автора. Думается, что далеко не все даже ценители и любители искусства знакомы хотя бы с книгой Валерия Турчина. О многих других художниках написаны значительно более подробные и обоснованные монографии. Вряд ли это означает, что им не надо  посвящать выставки.

Несколько слов о «явных» и «совсем не явных» попутчиках» Кандинского. Среди показанных на выставке работ в разделе «Салон Издебского» и «Синий всадник» экспонируются произведения художников, входившие в каталоги этих объединений и участвовавшие в выставках. Разве это не важно и не интересно - обозначить, в каком контексте существовал Кандинский? Разве это не способствует более глубокому и разностороннему пониманию его творчества? Той же важной цели служат разделы экспозиции, где рядом с работами Кандинского, посвященными сказочным средневековым или символистским мотивам, показаны картины и акварели Рериха, Поленовой, Стеллецкого - они также составляют среду, в которой реально формировался Кандинский.

По поводу «экспортного» характера проекта, «похожего по составу на выставку Русского музея в Рио-де-Жанейро», то Кира Долинина наверняка не видела экспозицию в Бразилии и, возможно, именно потому основательно ошибается. Это, конечно же, абсолютно разные выставки. Но дело даже не в этом. А почему, собственно, нашему зрителю не показать то, что видят зарубежные любители искусства? Ведь и в России, и за рубежом концепция выставки, за мелкими и не очень значительными подробностями, определяется объективным характером художественного материала.
  
Теперь об абстракции Кандинского, которая, по мнению Долининой, «родилась на баварских холмах» - красивая, но очевидно неточная формулировка, основанная на заметных преувеличениях и смешении фактов и понятий. Еще раз обращаем внимание Долининой на тексты о Москве и другие высказывания художника.

Что касается «национализации работ Кандинского»: автор статьи, видимо, не вполне информирована, что Кандинский, игравший огромную роль в организации Музея живописной культуры (Москва), очень заботился, чтобы в том числе и его работы попали в русские музеи, в частности провинциальные. Так что и в вопросе о «национализации» Кира Долинина не учла, что Кандинский до отъезда, действительно, крепко был связан с российской культурой и Россией. Видимо, сама журналистка, претендующая на роль безапелляционного художественного критика, мягко говоря, далеко не все прочла из самого Кандинского и из написанного о нем, чтобы считать себя вправе столь категорично судить о том, с чем сама не очень подробно знакома. Как-то это не по-интеллигентски. Да и пренебрежение по отношению к тем, кто честно и увлеченно работает для просвещения публики, и к самим посетителям выставок, которые, судя по бесчисленным отзывам куда более понятливо и благодарно воспринимают эти усилия, - отнюдь не самое сильное и уважаемое качество журналиста.

Администрация Русского музея и кураторы выставки «Василий Кандинский и Россия»

Статья в газете «Коммерсант» от 26.09.2016



Русский музей рекомендует
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее

Портал КУЛЬТУРА.РФ
Портал КУЛЬТУРА.РФ

Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.

Перейти на сайт