День рождения художника Константина Коровина
5 декабря 2024—5 декабря 2024
Константин Алексеевич Коровин.
Родился 23 ноября (5 декабря) 1861 года в Москве – умер 11 сентября 1939 года в Париже.
Отец - Алексей Михайлович Коровин, получил университетское образование. Мать - Аполлинария Волкова, дворянка. Дед - Михаил Емельянович Коровин, старообрядец, купец первой гильдии, владел почтовым трактом. Старший брат - Сергей Коровин, художник. В Москве семья жила в Дурном переулке близ Таганской площади. После банкротства отца в отрочестве Коровин переехал в Большие Мытищи, где состоялось его первое знакомство с рисованием. В тринадцать лет Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешел на отделение живописи.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова, В. Г. Перова, В. Д. Поленова (1875–1883), в Академии художеств (1882). Преподавал в Московском училище, возглавляя жанрово-портретный класс (1901–1918). Член Абрамцевского кружка (с 1885), обществ "Мир искусства" (с 1899), "Союз русских художников" (с 1903).
Благодаря художнику Поленову Коровин познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым, в 1884 году художник вошел в его Абрамцевский кружок. Здесь он попробовал себя как театральный декоратор: оформил домашний спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Островского, работал над декорациями для опер «Аида», «Лакме», «Кармен».В 1892 году Коровин уехал во Францию, где провел почти год: изучал современное французское искусство. Вернувшись в Россию, он вместе с Валентином Серовым отправился в путешествие на Север. Художники побывали в Мурманске, Архангельске, на побережьях Северной Двины и на Новой земле, заезжали в Швецию и Норвегию.
В 1896 году Константин Коровин получил от Мамонтова заказ спроектировать и оформить павильон «Крайний Север» для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Эскизы Коровина одобрил Василий Поленов: «Северный павильон с Константиновыми фресками чуть ли не самый живой и талантливый на выставке».
В 1900 году русские художники приняли участие в грандиозном смотре на Всемирной выставке в Париже. С неорусским стилем европейская публика смогла познакомиться в Кустарном павильоне – выставочном комплексе, который был построен Ильей Бондаренко по проекту Константина Коровина с участием Александра Головина.
После успеха на Нижегородской выставке художник приобрел у Мамонтова земельный участок в пустоши Ратухино на берегу реки Нерль во Владимирской губернии, известный как деревня Охотино. Деревянный дом с террасой с видом на реку стал своего рода местом силы для Коровина. Там им было написано множество картин и этюдов с натуры, портретов, на которых запечатлены его друзья и знакомые. Частыми гостями были Валентин Серов и Федор Шаляпин. Последнему Коровин в 1905 году продал часть территории, прилегающей к дому, там была построена дача оперного артиста. Они по-соседски заходили друг к другу, часто отправлялись вместе на охоту или рыбалку.
Коровин о
формлял спектакли для мамонтовской Частной оперы, работал для Императорских театров (с 1900). Оформил свыше 100 постановок для театров Москвы и Петербурга. С 1910 – главный декоратор Московских императорских театров. Впервые имя Коровина на афише государственного театра появилось в 1900 году, когда художник изготовил декорации для оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского, а также для спектаклей: «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906), «Золотой петушок» (1909) и другие. В 1904 году Коровин вместе с А. Васнецовым, А. Головиным и Ф. Лавдовским создал декорации к знаменитой опере «Жизнь за царя». Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театра Ла Скала в Милане.
Творческим партнёром Коровина в постановках Большого театра стал балетмейстер А. А. Горский. Коровин предложил заменить корсеты балерин на более свободную одежду — туники. Впоследствии изменился и язык хореографии. Поменялось значение декорации, которая раньше была просто фоном, а стала полноценным объектом спектакля. В некоторых постановках, в частности, в опере «Богема» Пуччини, поставленной Л. Собиновым, декорация даже затмила актёров.
Значительное место в творчестве Коровина было отдано Крыму, где в Гурзуфе художник построил по своему проекту дачу. Двухэтажная вилла была построена на месте бывшей харчевни и своими чёткими геометрическими формами свидетельствовала о наступлении эпохи конструктивизма в архитектуре. На протяжении 1910—1917 годов художник подолгу жил на гурзуфской даче. Особенно после несчастья с сыном, когда Коровин надолго уехал в Гурзуф. Название своей даче Коровин дал несколько необычное для Крыма — «Саламбо», в память об удачно оконченной работе над декорациями к балету А. Ф. Арендса «Саламбо» по одноимённому роману Г. Флобера. На даче «Саламбо» бывали И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. М. Горький, А. И. Куприн, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Ф. И. Шаляпин. Хозяин дачи «Саламбо» писал в своих картинах розы, которые было видно из окон на фоне моря. После революции 1917 года Коровин больше в Гурзуф не приезжал. В советское время дача использовалась как база отдыха, и с 1947 года стала Домом творчества Художественного фонда.
Важное место в творчестве Константина Коровина занимал и Париж. Художник создал множество пейзажей французской столицы, среди них — «Париж. Бульвар Капуцинок», «Париж. Утро», «Ночная улица. Париж» и другие. Коровин имел большой успех во Франции: он стал кавалером Почетного легиона и за свои работы получил несколько золотых и серебряных медалей.
С 1917 Коровин активно участвовал в общественной жизни Советской России и входил в Особое совещание по делам искусств и другие органы управления художественной жизнью. В 1918–1919гг. преподавал в Государственных свободных художественных мастерских. К 60-летию со дня рождения Коровина, в 1921 году, Главный политико-просветительский комитет устроил выставку его работ. На следующий год в Третьяковской галерее открылась ретроспективная экспозиция полотен художника. Однако с каждым годом Коровину становилось труднее жить в России.
В конце 1922 года художник получил разрешение, чтобы уехать за границу — для лечения жены и сына, и проведения персональной выставки. Однако в СССР он не вернулся. Последние 16 лет жизни художник провел в Париже, но работы художника-импрессиониста продавались плохо, их покупали в основном старые знакомые. Коровин зарабатывал тем, что публиковал свои воспоминания в русской эмигрантской прессе. К 70 годам художник практически полностью потерял зрение. Он диктовал свои мемуары, а потом и рассказы.
Скоропостижно скончался на одной из улиц Парижа от сердечного приступа 11 сентября 1939 года и был похоронен на Бийанкурском кладбище. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены перенесены на православное кладбище в Сент-Женевьев-де Буа.
Cемья:
Анна Фидлер - жена художника. На Анне Фидлер, хористке из Частной оперы Мамонтова, Коровин женился в 1897 году, незадолго до рождения их второго сына Алексея. Вскоре после этого он купил имение в Охотино, Владимирской губернии. По рассказам современников, семейная жизнь Коровиных складывалась непросто. Анна не разделяла взгляды мужа, не интересовалась его творчеством и не была ему поддержкой.
Алексей Коровин - сын художника. Художественное образование получил под руководством отца. Учился в гимназии в Москве. Уже в раннем возрасте был хорошо знаком с театрально-декорационным искусством. В 1918 стал членом «Мира искусства», участвовал в выставках объединения в 1918 и 1921. В 1920 экспонировал свои работы в XIX выставке Всероссийского центрального выставочного бюро Отдела ИЗО Наркомпроса в Москве. В 16 лет он попал под трамвай, в результате аварии лишился стопы. С тех пор его жизнь превратилась в череду депрессий с попытками суицида. В конце концов, уже после смерти отца, одну из этих попыток он доведет до конца. В 1923 вместе с родителями эмигрировал во Францию, жил в Париже. В 1920-х работал оформителем в различных кабаре, занимался сценографией под руководством отца. В частности, создал костюмы и декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» для частной оперы М. Н. Кузнецовой (постановка осуществлена в 1929 в Театре Елисейских полей в Париже). Писал также пейзажи Парижа и окрестностей. Алексей Коровин в течение всей жизни находился под влиянием творчества отца, стремился подражать его манере. Работы художника находятся в ряде музейных собраний, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Русский культурно-исторический музей в Праге, а также во многих частных коллекциях
Картины К.А.Коровина в коллекции Русского музея
Лаврус.10 фактов о Константине Коровине
Восемь фактов о первом русском импрессионисте Константине Коровине на портале artchive.ru
Фильм «Константин Коровин. Палитра слова» Дениса Чуваева (сценарий Дениса Чуваева и Марии Соколовой), рассказывает о К.А.Коровине как о писателе и знакомит нас с внуком Коровина Алексеем Ги Коровиным.
Смотреть
В 2010 году вышел двухтомник прозы Коровина «То было давно…Там… В России», подготовленного в Издательстве «Русский путь».
Вечер у Саввы Ивановича Мамонтова. Слева направо: И. Е. Репин, В. И. Суриков, С. И. Мамонтов, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. М. Антокольский. Фотография. 1892
В. А. Серов. Портрет художника Константина Алексеевича Коровина. X., м. 1891. Государственная Третьяковская галерея
В.А. Серов. Рассуждение о рыбе и прочем. 1907. На картине изображен Константин Коровин и крестьянин Василий Князев, житель деревни Ратухино. ГЦММК им. М.И. Глинки, Дом-музей Ф.И. Шаляпина, Москва
Константин Коровин и Федор Шаляпин в Охотине. Фотография. 1900-е. ГЦММК им. М.И. Глинки
Анна Яковлевна Коровина (жена К. А. Коровина). Фотография. 1890-е
Алексей Константинович Коровин. Фотография. 1921. Государственная Третьяковская галерея
Константин Коровин. Париж. Конец 1930-х.
Константин Коровин