Сегодня день рождения театрального художника Петра Вильямса
30 апреля 2024—30 апреля 2024
Петр Владимирович Вильямс (17 (30) апреля1902, Москва — 1 декабря 1947, Москва)
Живописец, театральный художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944).
Пётр Вильямс родился в Москве в семье американского учёного-технолога химической промышленности Владимира Робертовича Вильямса (1872—1957), сына американского инженера-мостовика Роберта Вильямса, приглашённого на работу в Россию в 1852 году, принявшего в 1896 году русское гражданство и навсегда оставшегося в ней. Отец женился на русской женщине Марии Петровне Финогеновой и стал одним из создателей Политехнического музея. Семья Вильямсов многие годы жила в квартире, которая располагалась в здании самого музея.
В 1919— 1923 гг. учится во ВХУТЕМАСе (Москва), среди его учителей В. Кандинский, К. Коровин, П. Кончаловский, Д. Штеренберг. Один из организаторов Общества художников- станковистов (ОСТ)**, участник всех его выставок (1925 — 1928). В это время Вильямс увлечен индустриальными мотивами, городскими ритмами, спортом. Для его станковой живописи характерны динамизм композиций, графическая ясность. Среди живописных работ ОСТовского периода — портреты Вс. Мейерхольда, актеров его театра. Позднее портретирует К. Станиславского, В. Качалова, Л. Леонидова, Н. Хмелева.
С 1930 г. активно работает в драматических и музыкальных театрах. В 1941 — 1947 гг. — главный художник Большого театра СССР. В МХАТ оформил 7 спектаклей, заставив говорить о себе уже со второго — “Пиквикского клуба” по Ч. Диккенсу (1934, первым была “Реклама” М. Уоткинс в 1930). В “Пиквикском клубе” вместо привычных задников сделал огромное панно, где царила молодая, смелая, ироничная живопись, пародировавшая настенные фрески (плюс немногочисленные чуть шаржированные объемные детали). Декорации к “Мольеру” М. Булгакова (1936) и “Тартюфу” Мольера (1939) представили изменившегося Вильямса, мало похожего на ОСТовского живописца. Несмотря на различие драматургии, оба спектакля объединяло стремление художника погрузить актеров и зрителя в изысканный быт эпохи, оживить ассоциации с французской живописью высоких образцов, украсить сцену. Эта сторона творчества Вильямса развернулась в его оперных и балетных спектаклях.
Однако, прирожденный сценограф, Вильямс способен к перевоплощениям. “Последние дни” (“Пушкин”) М. Булгакова (1943, реж. В. Я. Станицын, с которым Вильямс работал над “Пиквикским клубом”, и В. О. Топорков) — спектакль сдержанно-суровый, “настроенческий”. Следуя ремаркам Булгакова, требующим возникновения каждой картины из мглы, Вильямс уговорил режиссуру и актеров играть весь спектакль за тюлем, на который проецируются снежные вихри, несущиеся облака, мглистое небо. Затем облака исчезают, небо светлеет, и из мглы проступает декорация очередной картины. Первая картина — в доме Пушкина на Мойке: “На фортепиано загораются огоньки свечей, а в камине — огоньки раскаленных углей; наконец, становится видной синяя гостиная, замороженное окно, портрет Пушкина, написанный Кипренским, пятна света на стенах, на мебели красного дерева от карельских настенников, свечей, камина…” (И. Гремиславский). Живопись светом (проекции), живопись пейзажная (задники), живопись на объемных декорациях — она не демонстрирует себя, но выражает интонацию драматурга, подчинена психологическим задачам.
В “Трудных годах” А. Толстого (1946) Вильямс избежал оперной нарядности, предпочитая монументальную трагедийность: посольская палата, рубленная из огромных бревен; мощные столпы Успенского собора с поясными изображениями святых, косые лучи света из невидимых окон; зарево горящей Москвы, колокольня Коломенского, ощетинившаяся оглоблями множества телег земля.
Кроме этого, Вильямс оформил в МХАТ пьесу Б. Чирскова “Победители” (1947), написал эскизы декораций к пьесе А. Афиногенова “Ложь” (1933), где ОСТовский урбанизм Вильямса проявлен во всем своем обаянии (спектакль был запрещен к показу).
Композитор Дмитрий Шостакович посвятил памяти Вильямса свой
Струнный квартет № 4, написанный в 1949 году.
Семья:
Жена - Анна (Ануся) Соломоновна Амханицкая — актриса, родилась 11 мая 1902 года в семье киевского адвоката Соломона Амханицкого. В период обучения во ВХУТЕМАСе (1920-е годы) вместе с П.Вильямсом и С.Образцовым активно участвовала в студенческих спектаклях. Играла у В.Э.Мейерхольда. Возможно, под влиянием его теоретических изысканий занималась акробатикой. Играла в театре и снималась в кино. Анна Вильямс была близкой подругой знаменитой актрисы Любови Орловой. Умерла 14 февраля 1988 года.
** В 1925 году было создано художественное объединение ОСТ – Общество художников-станковистов, одним из активных членов которого стал Вильямс. Это был круг молодых художников, выходцев из ВХУТЕМАСа: возглавил объединение более старший Давид Штеренберг, а входили в него, кроме Вильямса, Александр Дейнека, Сергей Лучишкин, Юрий Пименов, Александр Тышлер, Андрей Гончаров, Александр Лабас, Юрий Анненков и другие. Станковисты ориентировались на традиционную законченную картину, отрицали беспредметное и так называемое «производственное» искусство, соединяющее искусство с ремеслом и материальным производством, испытывали явное влияние европейского экспрессионизма. Они воспевали советскую действительность, с ее индустриализацией, стремительно меняющейся городской жизнью, увлечением спортом и авиацией. В 1932 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», после чего все подобные объединения были ликвидированы, а их участники влились в единый Союз художников. Тогда же перестал существовать и ОСТ.
Петр Вильямс. Автопортрет. 1917. Собственность А.С. Вильямс, Москва
Петр Вильямс
Художник Петр Владимирович Вильямс. МАММ / МДФ. 1950-е
Петр Вильямс с женой Анной
Петр Вильямс. Акробатка. 1927. Третьяковская галерея/ Gtnh Вильямс изобразил на картине свою жену Анну Амханицкую
Петр Вильямс. Портрет Мейерхольда. 1925. Третьяковская галерея
1930. Третьяковская галерея Петр Вильямс. К.С. Станиславский. 1933. Русский музей Петр Вильямс. К.С. Станиславский. 1933. Русский музей
Петр Вильямс. Д.Д. Шостакович. 1947. Музей музыкальной культуры, Москва
Михаил Булгаков в роли Судьи в «Пиквикском клубе», 1934. Фото из фондов Музея МХАТ