18 января 2024
Александра Александровна Экстер (в девичестве — Григорович, 6 [18] января 1882 — 17 марта 1949) — русская, советская и французская художница-авангардистка, график, дизайнер, театральный художник. Работала в стилях кубофутуризм и супрематизм. Одна из основоположниц стиля «ар-деко».Александра Экстер – одна из самых ярких и знаменитых художниц русского модернизма. Родилась в еврейской семье коллежского асессора А.А. Григоровича в польском Белостоке. Семья переехала на Украину в 1885 году, в город Смела, затем в Киев. Обучалась в Киеве в Ольгинской женской гимназии, закончила ее в 1899 году. Художественное образование получила в Киевском художественном училище, там познакомилась с А. Лентуловым, А. Архипенко и другими молодыми художниками. В 1903 году вышла замуж за двоюродного брата, адвоката Н.Е. Экстера. Тогда же создала в своём доме салон-мастерскую, ставший местом встреч авторов киевского авангардного искусства. В 1907 году уехала в Париж, поступила в парижскую академию Гранд-Шомьер (Académie de la Grande Chaumière). Посещала класс портретиста Карло Дельваля. Во время этой поездки у неё сложились дружеские отношения с Пабло Пикассо и писателем Гийомом Аполлинером.
С 1908 по 1914 годы жила в разных городах Российской империи (Москва, Киев, Одесса, Петербург), много путешествуя по Европе. В 1908 году организовала в Киеве вместе с Давидом Бурлюком выставку «Звено» (в составе художественной группы «Венок–Стефанос»).
В 1910 в Париже Экстер сняла мастерскую, расположенную в доме 10 по улице Буассонад, в самом центре модного квартала Монпарнас. Она была вхожа в парижский салон Е.И. Эпштейн, русской ученицы Анри Матисса и подруги В.В.Кандинского и Сони Делоне, часто бывала у Сержа Фера (С.Н.Ястребцова), знакомого Экстер ещё по Киеву, спонсировавшего журнал «Парижские вечера», руководство которым он поручил Гийому Аполлинеру (1912–1914). Благодаря дружбе с Робером и Соней Делоне она познакомилась с искусствоведом и коллекционером кубизма Вильгельмом Уде и берлинским галеристом Хервартом Вальденом.
В 1912 году в Париже проходит большая выставка футуристов. В этом же году в Салоне Независимых Р. Делоне выставляет первые «симультанные» композиции.
В том же 1912 году А. Экстер участвует в 28-й выставке Салона Независимых в Париже вместе с другими русскими художниками - А. Архипенко, М. Шагалом, В. Кандинским, П.Кончаловским, И.Машковым и др. Участвует в выставке кубистов «Золотое сечение» в Париже. В 1912 году в Италии познакомилась с художником-футуристом Арденго Соффичи.
Участвовала в наиболее значительных выставках авангардного искусства в России (Бубновый валет, Союз молодежи, Трамвай В) и Франции (Société des Artistes Indépendants). В 1913 году принимала участие в организации «Кольца» и выставки, ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией в Киеве.
В 1914 году по приглашению Н. Кульбина в Россию приезжает Ф.Т. Маринетти. Кульбин организует несколько выступлений Маринетти в Петербурге и Москве, и по его рекомендации Маринетти приглашает участвовать в футуристической выставке в Риме О. Розанову, А. Архипенко и А. Экстер. Выходит сборник футуристов «Гилея» - «Молоко кобылиц» со стихами В. Хлебникова, В.Маяковского, В. Каменского и с рисунками А. Экстер, Д. и В. Бурлюков. А. Экстер также принимает участие в оформлении «Первого журнала русских футуристов» (Москва, 1914). В этот же году участвует в выставке группы М. Ларионова «№ 4» (футуристы, лучисты, примитивисты) в Москве (Кат. Прогулка в лесу; Город в круге; Киев; Генуя). Участники: М. Ларионов, Н. Гончарова, К. Зданевич, В. Каменский, М. Ле-Дантю, В. Чекрыгин, А. Шевченко и другие.
В 1915 году вступила в группу Казимира Малевича «Супремус». Кроме Экстер в «Супремусе» состояли Алексей Крученых, Ольга Розанова, Надежда Удальцова и другие авангардисты. В 1915—1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами работала с крестьянами в художественной артели сел Вербовка и Скопцы. В 1916 году для издательства «Центрифуга» приготовила так и не изданный альбом гуашей «Разрыв. Движение. Вес». В следующем году для того же издательства выполнила обложку книги И. Аксёнова «Пикассо и окрестности». Для декоративно-прикладного искусства создавала рисунки на платьях, платках, скатертях, подушках, декоративных ширмах, абажурах.
После смерти мужа в 1918 году в Киеве вместе с И. Рабиновичем открыла мастерскую декоративно-прикладного искусства, в которой занимались П. Челищев, А. Тышлер, Н. Шифрин, А. Петрович и другие. Готовила эскизы костюмов для танцевальных и балетных номеров Брониславы Нижинской, сестры В. Нижинского, открывшей в Киеве танцевальную «Школу движения». В 1920 году переехала в Москву, вышла замуж за драматического актёра Георгия Георгиевича Некрасова.
На выставке «Трамвай В» в 1915 году Александра Экстер познакомилась с режиссером Александром Таировым. Он пригласил художницу в московский Камерный театр. Таиров хотел, чтобы Экстер придумала костюмы и декорации к нескольким его спектаклям. Первой работой художницы в Камерном театре стала постановка драмы «Фамира Кифаред» Иннокентия Анненского. Премьера спектакля состоялась 2 ноября 1916 года. Экстер создала несколько эскизов костюмов, вместе с Верой Мухиной оформила декорации. Алиса Коонен вспоминала: «Оформление Экстер, которое на премьере произвело впечатление разорвавшейся бомбы, как ни странно, было безоговорочно принято и взыскательными знатоками и сварливой буржуазной критикой».
В 1917 году Экстер оформила спектакль «Саломея» по одноименной пьесе Оскара Уайльда, а потом начала работать над постановкой трагедии «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира. Их Экстер создавала несколько лет. Премьера спектакля состоялась 7 мая 1921 года. Больше над спектаклями Камерного театра Александра Экстер не работала, кроме эскизов к неосуществленному спектаклю по пьесе А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Ее костюмы и декорации часто ругали критики и другие художники. Они считали, что авангардное оформление не подходит классическим пьесам.
В 1921 году разработала образцы рисунков ситца для промышленного производства. Сотрудничала с Мастерской современного костюма, затем – с ателье мод «Москвошвея», создавала парадную формы для Красной армии. Вместе с знаменитым скульптором Верой Мухиной оформила в 1923 году павильоны «Известий ЦИК и ВЦИК СССР» и «Красной нивы» для 1 Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. В 1924 году участвовала в организации советского павильона на XIV Международной биеннале искусств в Венеции. В этом же году вышел фильм Якова Протазанова «Аэлита», в котором марсианские декорации были выполнены Виктором Симовым в духе конструктивизма, а дизайн костюмов разработан художниками по костюмам МХАТа Исааком Рабиновичем и Александрой Экстер при участии Надежды Ламановой
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея