ENG
Филиалы:
Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

21 февраля—14 апреля 2025

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ...

Ассамбляж, объект, инсталляция
Мраморный дворец

Ассамбляж, объект, инсталляция

26 февраля—21 апреля 2025

Русский музей продолжает знакомить посетителей с различными видами и направлениями современного искусства. Выставка прослеживает эволюцию ассамбляжа, объекта и инст...

Выставочный проект «Мы разные, мы вместе»
Павильоны Михайловского замка

Выставочный проект «Мы разные, мы вместе»

14 марта—13 апреля 2025

С 14 марта 2025 года в Восточном павильоне Михайловского замка Русского музея работает экспозиция, организованная по итогам Всероссийского конкурса детск...


/ / Коллекция музея и коллекционеры. Часть вторая

Коллекция музея и коллекционеры. Часть вторая - События

Коллекция музея и коллекционеры. Часть вторая

27 марта 2023—27 марта 2023

Мы продолжаем рассказ о людях, благодаря которым пополнялась коллекция Русского музея и чьи личные коллекции были подарены или переданы в дар нашему музею. 

Владимир Николаевич Аргутинский-Долгоруков (24 марта 1874, Тифлис — 9 декабря 1941, Париж) — российский дипломат, знаток искусства, коллекционер, меценат. Происходил из армянского княжеского рода.

Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и Кембриджский университет. В годы учёбы познакомился с А. П. Чеховым, которому посылал на отзыв свои рассказы.

В 1898—1912 годах состоял на дипломатической службе. В качестве секретаря посольства в Париже способствовал организации «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Дружил с ведущими членами «Мира искусства».

Собрал крупную коллекцию картин, рисунков, фарфора и других предметов искусства и старины.

С 1907 года сотрудничал с Музеем Старого Петербурга при Обществе архитекторов-художников, одновременно возглавлял специальную комиссию по изучению и описанию Санкт-Петербурга, в состав которой входили А. Бенуа, И. Фомин, В. Покровский, Н. Врангель, Н. Лансере, В. Курбатов, В. Щуко, П. Вейнер, А. Гауш.

В 1910 году вошёл в состав Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Член совета Русского музея.

В 1918—1919 годах — хранитель отдела рисунков и гравюр Эрмитажа.

В 1918 году передал многие работы из своей коллекции Эрмитажу и Русскому музею.

В 1921 году эмигрировал во Францию, где продолжал заниматься собирательством. Был членом-учредителем Общества друзей Русского музея (1930), членом Центрального Пушкинского комитета в Париже (1935—1937).

В 1937 году предоставил материалы для парижской выставки «Пушкин и его эпоха». В 1934 году подарил Музею Лувра рисунки художника XVII века Гийеро.

Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Был дружен с П. И. Чайковским, его братом Модестом и его племянником Владимиром «Бобом» Давыдовым. В последние годы жизни Пётра Ильича Чайковского молодой Владимир Аргутинский-Долгоруков («Арго») вместе с родными композитора - братом Модестом и племянником «Бобом» составляли тесный кружок, в шутку прозвавший себя «четвёртой сюитой».[4]

Избранные произведения из собрания В. Н. Аргутинского-Долгорукова в Русском музее

Фрагмент из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И. Фокин Павел Евгеньевич


Сергей Григорьевич Строганов (1794 - 1882)

Николай Дмитриевич Ермаков (28 декабря 1867 [9 января 1868], Российская империя — 1927, Териоки, Выборгская губерния, Финляндия) — русский коллекционер, художественный деятель.

Родился 28 декабря 1867 года. В 1884 году окончил Александровский кадетский корпус и 30 августа 1884 года вступил в службу. Затем окончил 1-е военное Павловское училище. В 1892 году окончил Николаевскую академию генерального штаба. С 6.05.1892 — капитан. С 1895 года — в запасе. В 1916 году вновь был определён на военную службу полковником, в распоряжение начальника генерального штаба.

Известен как большой знаток и ценитель художественных произведений, хозяин большой коллекции произведений изобразительного искусства; был в дружеских отношениях с И. Е. Репиным, имел значительное количество его произведений. После Октябрьской революции не смог вывезти свою коллекцию, и она в январе 1918 года поступила в Русский музей. В частности, среди 49 живописных произведений из ермаковского собрания, поступивших в музей: 18 работ И.Е.Репина («Какой простор», «Садко», «Автопортрет», «Портрет А.Г.Рубинштейна» и др.), Н.К.Рерих «Дозор», Б.М.Кустодиев «Земская школа в Московской Руси», картины К.А.Коровина, А.А.Рыдова и других русских художников.

В эмиграции проживал с семьёй в Териоках, где и скончался. Был похоронен на кладбище при Линтульском монастыре.

Читать Серебрякова Н. Ю. Полковник Н. Д. Ермаков — собиратель картин русской школы от 6 марта 2014.


Федор Михайлович Плюшкин (1837 - 1911)

Предприниматель, получивший большую известность как владелец одной из самых больших частных коллекций в Российской империи. Потомственный купец. Существует легенда о том, что вывеска с фамилией отца Плюшкина, расположенная в Валдае, бросилась в глаза проезжавшему через Валдай Пушкину, и тот подсказал эту фамилию Гоголю, искавшему имя для персонажа «Мёртвых душ».

Коллекция Плюшкина, которую он собирал 40 лет, включала иконы, рукописные и старопечатные книги, личные вещи А. В. Суворова и А. А. Аракчеева, предметы, связанные с сектантством и масонством (часть масонских предметов принадлежала Павлу I), миниатюры, произведения прикладного искусства, оружие разных веков, картины Верещагина, Венецианова, Айвазовского, Шишкина, Пуссена, Тенирса, Грёза, Буше, письма Суворова и Гоголя. Особо выдающимся был нумизматический отдел, составлявший 84 больших ящика редких монет и превосходивший тогдашние коллекции Эрмитажа.

Коллекция составляла миллион экспонатов и, по некоторым оценкам, была третьей в России и одиннадцатой в Европе (не по количеству, а по значимости). Плюшкин разрешал доступ посетителей в свой частный музей, расположенный в его доме на углу Петропавловской и Сергиевской улиц (сейчас на этом месте находится здание педагогического института).

В последние годы жизни Плюшкин вёл переговоры с Императорским Русским музеем Александра III о продаже коллекции, но не успел их завершить. Собиратель говорил «о своем желании, чтобы коллекции его не были проданы за границу, а также о своем полном несогласии продать свои коллекции по частям». После смерти Плюшкина, похороненного на Дмитриевском кладбище во Пскове, его потомки решили продать коллекцию, запрашивая за неё непосильную для государственных музеев сумму (350 тысяч рублей).

Коллекцию полностью купил Николай II за 100 тысяч рублей, но денег наследники так и не получили — началась первая мировая война. Имя Федора Михайловича на долгое время кануло в Лету, предметы его удивительной коллекции «поделили» между собой фонды Библиотеки Академии наук (БАН), Эрмитажа, Русского, Этнографического, Военно-исторического и Государственного Исторического музеев, Пушкинского дома и Музея истории религии и атеизма (ныне — Государственный музей истории религии). Время рассеяло «плюшкинские» вещи, из миллиона с лишним предметов выявлено только около 100 тысяч. На родине подвижника-коллекционера осталось около полутора десятков экспонатов. Хранятся они в Псковском музее-заповеднике.

Подробная биография

Смотреть книгу Федор Михайлович Плюшкин/ Могилянский, Н. - СПб. : Типография императорской академии наук, 1911. - [2]с.- (Живая старина. Век ХХ).


Евграф Евграфович Рейтерн (Гергард Антон Вильгельм) (1836 - 1918) – герольдмейстер, действительный тайный советник (1912), сенатор, член Общества поощрения художеств, коллекционер. собиратель гравюр и рисунков русских художников. В 1918 г. продал свою коллекцию в Русский музей. Рейтерну была предоставлена квартира в музее и пожизненная должность хранителя своего собрания. Сын придворного художника Е. Р. Рейтернашурин Василия Андреевича Жуковского (брат его жены Елизаветы).

Служил в должности шлиссельбургского уездного предводителя дворянства, мирового судьи; был сенатором. Переводил на немецкий и прибалтийские языки судебные уставы 1864 года.

Будучи герольдмейстером (1878—1889) готовил XII часть «Общего гербовника дворянских родов Российской империи». По свидетельству И. Грабаря в светских кругах он считался большим знатоком живописи и имел прозвище Жираф Жирафович.  (В Автомонографии Игоря Грабаря  http://igor-grabar.ru/monografia-universitet10.php )

Имел уникальное собрание гравюр, литографий, офортов, рисунков, акварелей, насчитывавшего 25607 листов. В 1918 году был вынужден, при содействии А. В. Луначарского, всего за 20 тысяч рублей продать его Русскому музею; в порядке компенсации коллекционеру была предоставлена квартира в музее и пожизненная должность хранителя и попечителя его собрания. В этой коллекции находились, в частности, альбом рисунков В. А. Жуковского,  тетрадка (подарок Жуковского) со словами гимна «Боже, Царя храни», собственноручно литографированная Жуковским и музыкой литографированной собственноручно Львовым и др. В собрании были и произведения его отца — «Богородица и Младенец с юным Иоанном Крестителем».

Биографическая статья С.Е.Иевлевой о Е.Е,Рейтерне из электронной библиотеки Кунсткамеры


Василий Адрианович Власов 

1905, Ленинград – 1979, Ленинград

График, рисовальщик, акварелист, литограф, иллюстратор. Участник выставок с 1959. Окончил архитектурный факультет Киевского художественного училища (1918), занимался в Киевской Академии Художеств в мастерской М. Л. Бойчука, а также окончил графический факультет Академии Художеств в Санкт-Петербурге, где учился у В. М. Конашевича и Д. И. Митрохина (1922–1927). Посещал киноотделение высших государственных курсов искусствознания при ГИИ (1927-1928) у Л.З.Трауберга и Г.М.Козинцева. Работал в области иллюстрации и декорирования книг. Излюбленная техника — ксилография. Был членом Общества поощрения художеств, Нового союза передвижных выставок (1908–1930). Организовал Общество художников-графиков (1928–1932). В ранний период творчества находился под сильным влиянием художников «Мира искусства», позднее проявил интерес к работам В. А. Фаворского, А. И. Кравченко, русской гравюре XVII–XVIII веков, к искусству русского и украинского лубка. В этом новом ключе были созданы циклы иллюстраций к книге О. Э. Озаровской «Пятиречие» (1930), к повести А. Виноградова «Потерянная перчатка» (1930), к «Энеиде» Вергилия (1932) и др. Особым мастерством отмечены экслибрисы конца 1920-х — начала 1930-х годов. Работа по оформлению книги О. Форш «Одеты камнем» была удостоена награды на Международной выставке в Париже в 1937 г.

В 1932 был арестован по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде и приговорен к 5 годам лагеря с заменой ссылкой на 5 лет в Башкирию, жил в Уфе. В 1934 был освобожден досрочно, возвратился в Ленинград.

Выполнял портреты, жанровые композиции, пейзажи. Создал станковые графические серии (тушь, акварель, карандаш): «Спорт» (1935–1936), «Бокс» (1939–1940), «В плавательном бассейне» (1939–1940), «Балет» (1958–1962), «Цирк» (1949), «Ленинградские партизаны» (1967). Станковую графику выставлял редко и не очень охотно. Создал серии гравюр «Пушкинские места» (1935) и «Лермонтовские места» (1938–1939). В 1950–1960-е гг. появились иллюстрации к комедиям Карло Гольдони (1959), «Хронике времен Карла IX» П. Мериме (1960–1961) и другие произведения.

В 1930-е работал на студии «Ленфильм» на картинах: «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939) Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга. 

В годы Великой Отечественной войны работал в издательской группе Ленинградского штаба партизанского движения на Волховском фронте, выполнял плакаты, листовки, создал цикл фронтовых зарисовок (1942–1944). По заданию Политуправления Ленфронта исполнил две колоды антифашистских игральных карт (их распространяли среди вражеских солдат). Карты предназначались для антигитлеровской пропаганды в германской армии. Фигуры представляют собой карикатурные изображения нацистских деятелей: Гитлера (король пик), Муссолини, Геринга и др. Василий Власов занимался оборонными агитационными плакатами: «Что ты лжешь, мой конь, ретивый?» (1941); в соавторстве с Певзнер Т. И. и Шишмаревой Т. В. и редактором Докторовым З.Л.создал плакат «Смерть фашизму» (1941).

Иллюстрировал книги для издательств Ленинграда и Москвы: Детгиза, Гослитиздата, Лениздата, «Молодая гвардия», «Художественная литература», «Детская литература» и других.
Человек высочайшей культуры, острый рисовальщик, изобретательный иллюстратор, Василий Адрианович Власов много размышлял об искусстве и оставил интересные воспоминания, хранящиеся в Русском музее. Был женат на известной ленинградской художнице 
Татьяне Владимировне Шишмарёвой (1905 — 1994). Их сын — Борис Васильевич Власов (1936 – 1981), художник. В 2001 году в Русском музее была выставка Бориса Власова.

Василий Адрианович Власов умер в 1979 году, похоронен в Комаровском некрополе под Петербургом. Персональная (посмертная) выставка состоялась в Санкт-Петербурге (2005).

Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях, среди них — Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина. Плакаты В. А. Власова, хранятся в фондах РГБ, Научной библиотеки.


Борис Николаевич Окунев (1897—1961) 


Борис Николаевич Окунев (1897—1961) — известный представитель советской баллистики артиллерийского орудия — науки о движении снаряда в канале ствола (внутренняя баллистика) и в воздушном пространстве (внешняя баллистика). Профессор, доктор наук.
Дед по линии отца — Окунев Василий Яковлевич (1833—1892) — протоиерей церкви Петра и Павла в Любани, был женат на Юлии Алексеевне (урожд. Сахаровой), дочери священника из Котлов Ямбургского уезда.
В 1915 году окончил с золотой медалью Гельсинфоргскую гимназию и поступил в Петроградский университет на физико-математический факультет.
В марте 1919 он вступил в ряды Красной Армии, а осенью того же года был командирован на учебу в Артиллерийскую академию. Во время учёбы владея французским языком и читая специальную литературу на других европейских языках, изучил основные иностранные книги по баллистике и к моменту окончания академии, в 1923 году, был хорошо подготовлен в теоретическом плане. Военная карьера закончилась по болезни в 1938 году в звании военинженера 1-го ранга.

Свою практическую деятельность он начал с менее освоенного направления — экспериментальной баллистики, став руководителем опытов на главном артиллерийском полигоне. Работа на полигоне до получения в 1926 году контузии на опытных стрельбах, а затем в КОСАРТОПе (Комиссии особых артиллерийских опытов) до её расформирования в 1927 году сделала Окунева наиболее сведущим и разносторонним баллистиком страны.
Окунев преподавал в следующих высших учебных заведениях: Артиллерийская академия, Военно-морская академия, Военно-механический институт, Политехнический институт, Государственный университет, МВТУ им. Баумана.

Окунев организовал кафедры баллистики в Военно-механическом институте (1930) и Военно-морской академии (1933), поставил курсы баллистики в ряде вузов Ленинграда; принимал активное участие в работе учёных советов, комитетов, комиссий, конференций, семинаров по проблемам баллистике; консультировал работников министерств и промышленности, НИИ и КБ при принятии ответственных решений по военно-технической политике. Кроме того, был активным членом клуба научных работников Ленинграда (позже Ленинградский дом учёных), где в 1947 году возглавил секцию и семинар по теоретической механике.

Когда началась Великая Отечественная война профессор Военмеха находился в Ленинграде. Именно в первую блокадную зиму 1941/42 гг., несмотря на все трудности и лишения, он написал две свои основополагающие монографии по баллистике под названием «Основы баллистики. Книга первая и вторая. Основная задача внешней баллистики».

В 1942 г. вместе с личным составом института и другими вузами города был эвакуирован в Пятигорск. Из-за начавшегося летом 1942 г. наступления фашистских войск на южном направлении коллектив ЛВМИ был повторно эвакуирован. Таким образом, 17 сентября 1942 г. профессор Окунев вместе со студентами, другими преподавателями и служащими института разместился в Молотове.

9 ноября 1942 г. состоялось второе рождение института: ровно в 8:00 в Молотове открылись вновь оборудованные учебные аудитории, и Военно-механический институт вступил в число действующих высших учебных заведений Советского Союза.

К лету 1943 г. были восстановлены все факультеты Механического института, существовавшие до войны, а все кафедры института в достаточной мере укомплектованы профессорско-преподавательским составом. Учебный процесс проводился в три смены.

После войны Б.Н. Окунев читал в ЛВМИ лекции по теоретической механике. Многие выпускники Военмеха до сих пор помнят этого профессора и называют его «звездой первой величины на преподавательском небосклоне Военмеха». Сегодня именем этого великого преподавателя и ученого названы знаменитые «Окуневские чтения» – международная научно-практическая конференция.

Окунев имел одну из лучших в Советском Союзе частных коллекций картин и произведений искусства. Среди них были первоклассные подлинники Нестерова, Кустодиева, Врубеля, Лансере и других. Окунев завещал свою коллекцию картин русских художников Русскому музею. Вся коллекция, как писала "Ленинградская правда", была оценена сотрудниками музея в 1,5 миллиона долларов.

Окунев исследовал и пропагандировал историю баллистики, опубликовал очерки о баллистических работах Н.В. Маиевского, В.М. Трофимова, А. Н. Крылова, был наставником известного историка баллистики А.П. Мандрыки, а в 1958—1959 годах работал по совместительству в Институте истории естествознания и техники АН СССР.

"После смерти Окунева коллекция перешла к его дочери. Собрание насчитывало большое количество картин Коровина. Окунев хорошо изучил этого великолепного русского художника и, конечно, знал его жизнь и творческий путь. С советами и знаниями коллекционера очень считались. Окунев был крупным полным мужчиной, похожим на Мусоргского. Ходил медленно, опираясь на трость. Говорил громко, заглушая голоса остальных коллекционеров в магазине. Коллеги его уважали и любили." (Из книги "Картины и жизнь" коллекционера Бориса Николаевича Грибанова)  

Работы из коллекции Окунева в Русском музее

Об известном ученом Борисе Николаевиче Окуневе (1897 - 1961) рассказывает ведущий библиотекарь Санкт-Петербургской библиотеки имени М.Е.Салтыкова-Щедрина Татьяна Евгеньевна Смирнова. Смотреть



Князь В. Н. Аргутинский-Долгоруков

Князь В. Н. Аргутинский-Долгоруков

Б. М. Кустодиев. Портрет князя В. Н. Аргутинского-Долгорукова (1910)

Б. М. Кустодиев. Портрет князя В. Н. Аргутинского-Долгорукова (1910)

И.Е.Репин. Портрет Н.Д.Ермакова. 1914. Псковский музей-заповедник

И.Е.Репин. Портрет Н.Д.Ермакова. 1914. Псковский музей-заповедник

И.Е.Репин Портрет Николая Дмитриевича Ермакова. 1911. Русский музей.

И.Е.Репин Портрет Николая Дмитриевича Ермакова. 1911. Русский музей.

Федор Михайлович Плюшкин

Федор Михайлович Плюшкин

Федор Михайлович Плюшкин с сыном Сергеем в музее

Федор Михайлович Плюшкин с сыном Сергеем в музее

Ф. М. Плюшкин. Портрет работы И. Ф. Жданко. 1879. Псковский ГМЗ

Ф. М. Плюшкин. Портрет работы И. Ф. Жданко. 1879. Псковский ГМЗ

Евграф Евграфович Рейтерн

Евграф Евграфович Рейтерн

Репин И. Е. Евграф Рейтерн на заседании Собрания Академии художеств 1899, Пост. в 1918 от Е. Е. Рейтерна, Петроград

Репин И. Е. Евграф Рейтерн на заседании Собрания Академии художеств 1899, Пост. в 1918 от Е. Е. Рейтерна, Петроград

Портрет Е. Е. Рейтерна, выполненный В. А. Жуковским (собственность В.Я.Горденина)

Портрет Е. Е. Рейтерна, выполненный В. А. Жуковским (собственность В.Я.Горденина)

 Кустодиев Б. М. Портрет Ф. Ф. Нотгафта 1921

Кустодиев Б. М. Портрет Ф. Ф. Нотгафта 1921

Оленев В.М. Портрет Б.Н.Окунева, 1940-е годы

Оленев В.М. Портрет Б.Н.Окунева, 1940-е годы

Неизвестный художник. Сергей Григорьевич Строганов. 1850

Неизвестный художник. Сергей Григорьевич Строганов. 1850

Сергей Григорьевич Строганов. Рисунок А. Колуччи с фотографии С. Л. Левицкого, гравюра из издания «Русские деятели в портретах»

Сергей Григорьевич Строганов. Рисунок А. Колуччи с фотографии С. Л. Левицкого, гравюра из издания «Русские деятели в портретах»



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее