Новаторская выставка, посвященная информации
и коммуникации. 300 произведений –
от Ивана Айвазовского и Ильи Репина до ярких
работ современных художников.
Экспозиция в Мраморном дворце объединит
около 100 произведений живописи, графики
и декоративно-прикладного искусства на
казачью тему из собрания Русског...
Русский музей совместно с Национальным
художественным музеем Республики Беларусь
открывает беспрецедентную по масштабу
выставку «Россия-Беларусь. Пересечение ...
Выставка «Эхо экспрессионизма», организованная в 2020 году в залах Мраморного дворца, впервые представила искусство Ленинграда 1940–1980-х годов объединенным в традиции экспрессионизма.
Известный искусствовед Николай Пунин полагал, что в 1920-е пути на футуризм стали путями на экспрессионизм. Однако с 1930-х экспрессионизм в советском искусстве оказался под запретом: его объявили «формализмом», художников-формалистов заклеймили «пачкунами», эксперимент экспрессионизма был вытеснен из публичной сферы, на что указывает слово эхо в названии выставки. Но сам трагический ход истории требовал экспрессивной формы, и художники блокадного Ленинграда: Татьяна Глебова, Георгий Траугот, Александр Русаков, Вячеслав Пакулин запечатлели урбанистическую катастрофу ХХ века – лейтмотив европейского экспрессионизма.
Позднее вспоминая свой опыт военных лет, художники и скульпторы ЛОСХ, как, например, Любовь Холина или Евсей Моисеенко не могли временами не обращаться к экспрессионизму. В Ленинграде конца 1940-х – 1970-х экспрессионизм оказывается идеологией тех, по отношению к официальному искусству, немногих художников, кто проявил смелость торить собственный путь: Александра Арефьева и его товарищей по «Ордену нищенствующих живописцев», учеников Осипа Сидлина, Евгения Михнова-Войтенко, Константина Симуна, Соломона Россина, Бориса Кошелохова. В перспективе истории искусства именно они стали создателями универсальных художественных систем и авторами эпических произведений о ленинградской и российской жизни. В их творчестве возродились интеллектуальный масштаб и глубина, которыми в 1910-1920-е годы славился петроградский авангард. Лекция представляет универсализм экспонентов выставки и показывает историческое развитие ленинградского экспрессионизма в движении к 1980-м годам, когда он вливается в мировую «новую волну», охватившую Европу и США.
В творчестве «Новых художников» - неоэкспрессионистов Тимура Новикова, Олега Котельникова, Ивана Сотникова, Инала Савченкова, Вадима Овчинникова искусство города вновь активирует авангардную энергию и открытость миру.
Экспозиция и каталог были подготовлены с помощью отделов живописи, скульптуры и графики ХХ века, отдела новейших течений Государственного Русского музея, отдела рисунка Государственного Эрмитажа, Нового музея Аслана Чехоева, Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ - XXI веков, К-Gallery, галереи Anna Nova, коллекционеров Санкт-Петербурга и Москвы.
30 октября 2020 года в 17 часов о выставке «Эхо экспрессионизма» расскажет ее куратор – Екатерина Юрьевна Андреева, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея, кандидат искусствоведения, доктор философских наук.
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея