Выставочный проект Русского музея под
общим названием «Художники о войне и мире»
можно рассматривать как своеобразный диптих.
Составляющие его выставки «Картины ...
Выставка посвящена ближайшим ученикам
и сотрудникам К.С. Малевича – Илье Чашнику
(1902–1929) и Николаю Суетину (1897–1954).
Выставка представит целый р...
Творчество крупного русского и советского
скульптора первой половины ХХ века Леонида
Владимировича Шервуда лишь однажды было
представлено на монографической выставке.
О...
Среди отечественных художников Алексей
Ваулин – один из самых ярких и последовательных
представителей современного абстрактного
искусства. В экспозицию войдёт около ...
Лекция — мастер-класс «Михаил Нестеров „Святая Русь“. Этапы и процесс реставрации» - События
Лекция — мастер-класс «Михаил Нестеров „Святая Русь“. Этапы и процесс реставрации»
30 октября 2020—30 октября 2020
30 октября 2020 года Ольга Юрьевна Клёнова, ведущий художник-реставратор Русского музея, расскажет о работе по восстановлению известнейшего произведения из музейного собрания — картины Михаила Васильевича Нестерова «Святая Русь» (1905).
Лекция будет интересна как профессиональным реставраторам, так и всем, кто интересуется историей и теорией реставрации. Картина Михаила Нестерова, поступившая в коллекцию Русского музея в 1921 году, считается одним из наиболее характерных произведений русского искусства «серебряного века».
На рубеже XIX — XX веков в России получают распространение религиозно-философские идеи, сутью которых становится познание духовной природы русского человека и российской государственности, размышление об их дальнейшей исторической судьбе. Произведения Нестерова во-многом были отражением этих исканий. «Святую Русь» художник считал своеобразным итогом своего творчества, говоря, что «после нее хоть и на покой — все главное будет сказано». Содержание полотна, по замыслу автора, определяли евангельские слова: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою Вы». Нестеров задумал изобразить саму Русь — хранительницу истинно христианской веры, и весь русский народ, который движется к своему нравственно-религиозному идеалу. Художник работал на картиной на протяжении шести лет: неоднократно менял композицию и цветовое решение, переделывал образы, переписывал целые фрагменты. Эти трансформации позднее плохо повлияли на состояние сохранности полотна. Многослойность, отсутствие межслойных обработок, фактурные прописки по высохшему красочному слою, привели к возникновению закономерных процессов нарушения связи между слоями. Естественные процессы старения вызывали развитие кракелюра — мелких трещинок на поверхности картины. Со временем к этому добавились и другие дефекты.
К 2019 году техническое состояние картины требовало сложной комплексной реставрации. Слушатели лекции узнают о том, как были решены проблемы сохранности картины, смогут проследить за всеми этапами реставрации и познакомятся с некоторыми профессиональными открытиями, которые были сделаны во время работы. Лекция организована в рамках работы Филиала Русского музея в городе Кемерово на площадке Музея изобразительных искусств Кузбасса.
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея