Новаторская выставка, посвященная информации и коммуникации. 300 произведений – от Ивана Айвазовского и Ильи Репина до ярких работ современных художников.
26 января 2024
Многие художники уходили из Ленинграда на фронт, и сегодня наша последняя публикация из цикла о художниках в годы войны именно о них.
ЮДИН Лев Александрович
1903, Витебск - 1941, Тосно, Ленинградская обл.
Родился 16 (29) октября 1903 в Витебске в семье мелкого служащего. Окончив 7 классов общеобразовательной школы, поступает в Витебское художественное училище, занимается в мастерской И. Х. Тильберга и сменившего его Д. А. Якерсона (1918–1919 ).
1920–1922 – становится членом созданного К. С. Малевичем Уновиса, посещает мастерские В. М. Ермолаевой, К. С. Малевича, Н. О. Коган. Изучает кубизм, осваивает систему супрематизма, исследует фактуры и материалы, участвует в диспутах и выставках. 1921 – публикует статью «О натюрморте» в альманахе «Уновис».
1922, май – оканчивает Витебский художественно-практический институт по специальности «художник-конструктивист». В сентябре вслед за К. С. Малевичем и другими уновисцами переезжает в Петроград. В октябре 1922 – зачислен во ВХУТЕИН.
1923 – утвержден Советом МХК в должности научного сотрудника ФТО (вне штата). Работает в отделении кубизма.1924 (январь, февраль) – публикует рисунки в детском журнале «Воробей», созданном С. Я. Маршаком.1924 (сентябрь) – назначен руководителем вновь созданной лаборатории формы (лаборатория Б) ФТО МХК– ГИНХУКа. 1925, 1 октября - зачислен в штат ГИНХУКа на должность научного сотрудника.1927 (январь–сентябрь) – после слияния ГИНХУКа с ГИИИ является лаборантом Комитета современного изобразительного искусства ГИИИ.
1928–1941 – сотрудничает в детских журналах «Еж» и «Чиж» вместе с другими художниками и литераторами: В. Курдовым, Ю. Васнецовым, П. Соколовым, Б. Малаховским, В. Ермолаевой, Н. Олейниковым, Н. Заболоцким, Э. Криммером.. 1931–1933 – главный художник Государственного издательства учебно-педагогической литературы. Иллюстрировал тексты Д. Хармса, А. Введенского. Тонко чувствовал специфику обэриутской поэзии — сдвиги и повторы, интонационное многообразие, весёлый абсурд происходящего, разговорный стиль изложения . Все эти качества усиливались излюбленной Юдинской техникой. Художник не только рисовал, но резал, без предварительного рисунка, (ножницами) силуэты, составляя изображение из отдельных крошечных чёрных фигурок, со сложными очертаниями и множеством мелких острых деталей.
Искусству «рейзеле» он научился от матери. Работы Юдина отличает точность и изящество рисунка, удивительное декоративно-ритмическое мастерство. Виртуозно вырезая ножницами силуэты животных и людей 1-2 см величиной, часто в сложных композиционных взаимодействиях, выступал перед детьми, уча их этому искусству. Рисовал полуабстрактные бумажные скульптуры и фотографировал их при определённом освещении; и вовсе не сами скульптуры, а именно эти фотографии становились окончательными произведениями искусства. Также, совместно с В. Ермолаевой разрабатывал книги-игрушки.
1932 – принят в члены ЛОССХа. 1934 – выполняет заказы по оформлению парфюмерной продукции на фабрике «Ленжет». 1936–1938 – выполняет отдельные заказы по оформлению Ленинграда к майским и октябрьским торжествам.1937 – знакомится с Д. И. Митрохиным и испытывает большое воздействие его творчества и личности. Начинает заниматься резцовой гравюрой. Конец 1930-х – оформляет детское кафе в универмаге «Дом ленинградской торговли».
В 1941 году, в начале Великой Отечественной войны, учился на краткосрочных курсах командиров под Ленинградом. По окончании военных курсов младший лейтенант Лев Юдин погиб в первом же своем бою под Усть-Тосно, в одном из самых кровавых мест Ленинградского фронта, 9-го или 10 ноября 1941 года. Уже будучи на передовой, Юдин получил «бронь» от Союза художников, но отказался воспользоваться ею, считая это предательством по отношению к бойцам своего взвода.
Первая персональная выставка Л. А. Юдина прошла в выставочных залах Ленинградского отделения Союза художников в 1973 году,
В 2021 году в Михайловском замке проходила выставка «Лев Юдин: “сказать – свое…”». Приглашаем посмотреть экскурсию по выставке.
ХАРШАК Александр Исаакович
1908, г. Новгород-Северск, Черниговская губ. - 1989, г. Ленинград
Заслуженный художник РСФСР. Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. В 1922 г. переехал в Петроград. В 1925-1929 гг. учился на графическом отделении художественно-промышленного техникума (бывшая рисовальная школа ОПХ) у В.Н.Левицкого. В 1930-е гг. работал художником в газете «Красное знамя», в Лениздате. В 1937 г. поступил на графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры сразу на 3 курс. Учился у П.А.Шилинговского, К.И.Рудакова, И.Я.Билибина.
В июле 1941 г. ушел добровольцем на фронт и начал службу в народном ополчении. Для своего батальона вел окопный рукописный журнал «Связист». В конце 1942 г. переведен в редакцию газеты 42-й Армии Ленинградского фронта «Удар по врагу», где проработал в качестве художника до конца войны. В 1946 г. закончил институт живописи, скульптуры и архитектуры, создав серию из шести офортов под названием «В борьбе за Ленинград».
Одной из наиболее известных работ Александра Харшака является рисунок и офорт с него «За что» (другое название — «Раненый ребёнок»), на котором изображён маленький мальчик с забинтованной головой. Во время одной из командировок в Ленинград Александр Харшак посетил детскую больницу имени Раухфуса. Там он сделал зарисовку раненного во время артобстрела маленького жителя блокадного города. Рисунок «Раненый ребенок» впервые был представлен на выставке работ художников-фронтовиков в 1943 году. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны художник на основе наброска создал офорт «За что?», ставший одной из знаковых работ в советской военной графике. Рисунок хранится в коллекции Русского музея.
УГАРОВ Борис Сергеевич
1922, Петроград - 1991, Ленинград
В Великую Отечественную войну добровольцем ушёл в народное ополчение. Затем служил артиллеристом-наводчиком, участвовал в боях на Ленинградском и Волховском фронтах, в Карелии и на Дальнем Востоке.
После демобилизации в 1945 поступил в ИЖСА им. И.Е.Репина ВАХ, занимался у В.М.Орешникова и А.А.Мыльникова. В 1951 окончил институт по мастерской И.Э.Грабаря с присвоением звания художника живописи. После окончания института в 1951-1954 был в аспирантуре под руководством А.М.Герасимова. С 1952 начал преподавательскую работу в ИЖСА им. И.Е.Репина АХ СССР. В том же году был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. С 1951 участвовал в выставках. Писал жанровые и исторические картины, портреты, пейзажи и натюрморты. В 1975 был избран председателем правления ЛОСХ РСФСР, занимал этот пост до 1979. В 1977 году был назначен ректором ИЖСА им. И.Е.Репина АХ СССР. В 1978 был избран действительным членом АХ СССР. В 1983 году был избран президентом АХ СССР, занимал этот пост до 1991 года.
Фильм Борис Сергеевич Угаров «Ленинградка в 41-м году». «Путь к самому себе»
СЕРЕБРЯНЫЙ Иосиф Александрович
1907, Городня Черниговской губернии – 1979, Ленинград
Живописец, график; автор пейзажей, портретов, натюрмортов, жанровых картин. Учился в Полтавской художественной студии (1922–1923) у М.М.Гужавина; в Ленинградском художественно-педагогическом техникуме (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха) (1924—1927) у А. А. Рылова. В 1927 году поступил на факультет живописи ВХУТЕИНа в Ленинграде. Занимался у В. Савинского, А. Рылова, М. Бобышова, В. Беляева. В 1931 году окончил театрально-декорационное отделение Института пролетарского изобразительного искусства (ныне Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина) с присвоением звания художника-декоратора театра.
Участник выставок с 1925 года. После окончания института в 1931—1934 работал как художник-оформитель и театральный художник. В 1935—1941 годах писал картины преимущественно в историко-революционном жанре. В годы войны и блокады оставался в Ленинграде. Входил в созданную в Ленинграде бригаду плакатистов, работавших всю блокаду по заданиям Политуправления Ленинградского фронта. Плакаты художника стали широко известны: «Бей крепче, сынок!», «Будь бдительным!», «Враг у ворот!», «Русский народ никогда не будет стоять на коленях», «А ну-ка, взяли!..». В 1942 году был командирован в партизанский отряд. Пишет серию портретов партизан. Из этой работы родился замысел группового портрета партизан-лесгафтовцев. В 1943 году совместно с художниками В. Серовым и А. Казанцевым написал большую картину «Прорыв блокады 18 января 1943 года», а также продолжил работать над начатым перед войной полотном «На Пятом (Лондонском) съезде РСДРП».
В 1948 году началась его педагогическая работа в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, продолжавшаяся до 1979 года (с перерывом в 1951—1954 годах). Профессор (с 1949 года), руководитель персональной мастерской.
С 1947 года — член-корреспондент Академии художеств СССР. Член Союза художников СССР, Ленинградского Союза художников. Избирался председателем правления Ленинградского Союза художников (1954—1957).
Его произведения находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, в Украине, во Франции, Великобритании, Италии и других странах.
Скончался 12 августа 1979 году в Ленинграде..
Галерея работ в коллекции Русского музея
БОРИСКОВИЧ Владимир Григорьевич
1905, Петербург – 1987, Ленинград
График, художник театра, художник промграфики.
Родился в 1905 году в Петербурге. Учился во Вхутеине (АХ) (1921—1923), в ГОТОБЕ (1920—1924) у А. Я. Головина и А. И. Савинова. Участник выставок с 1927 года. С 1924 года начал самостоятельно работать в театрах.
До 1941 года оформлял спектакли в оперной студии Ленинградской консерватории для Академического театра драмы им. А. С. Пушкина. Старейший член ЛОСХа с 1933 года. Сочетал творческую работу с общественной деятельностью.
В годы Великой Отечественной войны находился в блокадном Ленинграде. В 1942 году был художником-постановщиком оперетты «Лесная быль» в театре Музкомедии, оформлял постановки фронтового ансамбля песни и пляски. В 1943 году был призван в действующую армию рядовым. Воевал на Ленинградском фронте. Участвовал в боях на Ораниенбаумском платцдарме. Получил тяжелое ранение и был демобилизован.
В 1944—1946 гг. создал серию рисунков «Пейзажи войны», работать над которыми начал в госпитале после ранения. В 1944—1946 гг. выполнил серию черно-белых автолитографий «Ленинград. 1942», состоящую из 12 листов, частично представленную в ГММОБЛ. В 1950-е годы создал серию эстампов, запечатлевшую возрожденные после войны парки городов Пушкина, Павловска и Ленинграда.
Сегодня работы художника хранятся в Государственном Русском музее, Российской национальной библиотеке, в отечественных и зарубежных музеях и галереях (США, Германия, Италия), а также в многочисленных частных собраниях в России и странах ближнего и дальнего зарубежья.
ВЛАСОВ Василий Адрианович
1905, Ленинград – 1979, Ленинград
График, рисовальщик, акварелист, литограф, иллюстратор. Участник выставок с 1959. Окончил архитектурный факультет Киевского художественного училища (1918), занимался в Киевской Академии Художеств в мастерской М. Л. Бойчука, а также окончил графический факультет Академии Художеств в Санкт-Петербурге, где учился у В. М. Конашевича и Д. И. Митрохина (1922–1927). Посещал киноотделение высших государственных курсов искусствознания при ГИИ (1927-1928) у Л.З.Трауберга и Г.М.Козинцева. Работал в области иллюстрации и декорирования книг. Излюбленная техника — ксилография. Был членом Общества поощрения художеств, Нового союза передвижных выставок (1908–1930). Организовал Общество художников-графиков (1928–1932). В ранний период творчества находился под сильным влиянием художников «Мира искусства», позднее проявил интерес к работам В. А. Фаворского, А. И. Кравченко, русской гравюре XVII–XVIII веков, к искусству русского и украинского лубка. В этом новом ключе были созданы циклы иллюстраций к книге О. Э. Озаровской «Пятиречие» (1930), к повести А. Виноградова «Потерянная перчатка» (1930), к «Энеиде» Вергилия (1932) и др. Особым мастерством отмечены экслибрисы конца 1920-х — начала 1930-х годов. Работа по оформлению книги О. Форш «Одеты камнем» была удостоена награды на Международной выставке в Париже в 1937 г.
В 1932 был арестован по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде и приговорен к 5 годам лагеря с заменой ссылкой на 5 лет в Башкирию, жил в Уфе. В 1934 был освобожден досрочно, возвратился в Ленинград.
Выполнял портреты, жанровые композиции, пейзажи. Создал станковые графические серии (тушь, акварель, карандаш): «Спорт» (1935–1936), «Бокс» (1939–1940), «В плавательном бассейне» (1939–1940), «Балет» (1958–1962), «Цирк» (1949), «Ленинградские партизаны» (1967). Станковую графику выставлял редко и не очень охотно. Создал серии гравюр «Пушкинские места» (1935) и «Лермонтовские места» (1938–1939). В 1950–1960-е гг. появились иллюстрации к комедиям Карло Гольдони (1959), «Хронике времен Карла IX» П. Мериме (1960–1961) и другие произведения.
В 1930-е работал на студии «Ленфильм» на картинах: «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939) Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга.
В годы Великой Отечественной войны работал в издательской группе Ленинградского штаба партизанского движения на Волховском фронте, выполнял плакаты, листовки, создал цикл фронтовых зарисовок (1942–1944). По заданию Политуправления Ленфронта исполнил две колоды антифашистских игральных карт (их распространяли среди вражеских солдат). Карты предназначались для антигитлеровской пропаганды в германской армии. Фигуры представляют собой карикатурные изображения нацистских деятелей: Гитлера (король пик), Муссолини, Геринга и др. Василий Власов занимался оборонными агитационными плакатами: «Что ты лжешь, мой конь, ретивый?» (1941); в соавторстве с Певзнер Т. И. и Шишмаревой Т. В. и редактором Докторовым З.Л.создал плакат «Смерть фашизму» (1941).
Иллюстрировал книги для издательств Ленинграда и Москвы: Детгиза, Гослитиздата, Лениздата, «Молодая гвардия», «Художественная литература», «Детская литература» и других.
Человек высочайшей культуры, острый рисовальщик, изобретательный иллюстратор, Василий Адрианович Власов много размышлял об искусстве и оставил интересные воспоминания, хранящиеся в Русском музее. Был женат на известной ленинградской художнице Татьяне Владимировне Шишмарёвой (1905 — 1994). Их сын — Борис Васильевич Власов (1936 – 1981), художник. В 2001 году в Русском музее была выставка Бориса Власова.
Василий Адрианович Власов умер в 1979 году, похоронен в Комаровском некрополе под Петербургом. Персональная (посмертная) выставка состоялась в Санкт-Петербурге (2005).
Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях, среди них — Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина. Плакаты В. А. Власова, хранятся в фондах РГБ, Научной библиотеки.
Книжные иллюстрации и обложки посмотреть
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея