ENG
Филиалы:
О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

21 февраля—14 апреля 2025

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ...

«Культурный променад»
Михайловский дворец

«Культурный променад»

01.03.2025. 11:28

«Культурный променад» будет посвящен экспозиции «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» и легендарному вулкану Везувий, изображенному на знаменитом шедевр...

Подробнее


/ / Ленинградские окна Тасс в 1941-1945 гг

Ленинградские окна Тасс в 1941-1945 гг - События

Ленинградские окна Тасс в 1941-1945 гг

24 января 2023—24 января 2023

Большую роль в годы Великой Отечественной войны сыграло Телеграфное агентство Советского Союза и его «Окна ТАСС». Продолжатели традиций «Окон РОСТа», они выходили даже в блокадном Ленинграде. Плакаты были наиболее простым и понятным средством пропаганды.

Читать книгу искусствоведа Руслана Бахтиярова «Плакаты "Окна ТАСС" в художественной жизни Ленинграда периода Великой Отечественной войны. Истоки и особенности образного решения».

 22 июня 1941г. директор ленинградского отделения ТАСС И. Анцелович, художники — графики – В. Слыщенко, Н. Игнатьев и литсотрудник, ставший редактором Г. Кофман приняли решение издавать плакаты под маркой «Окно ТАСС». С участием известных карикатуристов В. Гальбы и Б. Лео они в тот же день определили художественное направление будущих «Окон» — следование традициям «Окон РОСТА» периода гражданской войны, также они выбрали место центрального стенда «Окон ТАСС» — в витрине Елисеевского магазина.

24 июня 1941 г. у «Окна» уже толпился народ. После появления первого плаката в редакцию пришли добровольные помощники: поэты — О. Берггольц, Б. Тимофеев, В. Саянов, художники, вошедшие в штат «Окон», — В. Григорьев, П. Горбунов и группа выпускников архитектурного факультета Академии художеств: Е. Мелик-Багдасарова, Г. Ашрапян, Н. Шапорина, М. Ваксер и скульптор Л. Торич.
К началу августа 1941 было организовано свыше 100 постоянных стендов «Окна ТАСС», на которых помещались сводки Совинформбюро, телеграммы из-за рубежа, карикатуры, стихи, фотографии. В июле и августе плакаты тиражировались от руки, а с начала сентября – при помощи трафарета.Тиражи плакатов составляли 200 экземпляров. Огромную помощь в их копировании оказывали молодые «академисты» (студенты Академии художеств).

Первый коллектив создателей «Окон» смог продержаться лишь до весны 1942 года. Дольше всех продержались В. Слыщенко и М. Ваксер. Весной тяжело больных В. Слыщенко и Л. Торича эвакуировали на Большую землю, попал в госпиталь Н.Игнатьев, ушли добровольцами в армию Елена Мелик-Богдасарова, Наталья Шапорина, Г. Ашрапян и Е. Капиц.
С весны 1942 года все работы по выпуску плакатов легли на единственного художника «Окон ТАСС» Василия Селиванова, к которому в 1943 году подключились фронтовые художники Петр Магнушевский и Сергей Панкратов.

Поразительно, что листы с рисунками не сгорели в буржуйках, замерзающих ленинградцев, а аккуратно снимались с бездействующих «Окон ТАСС» и полуразрушенных домов, не гнущимися от мороза пальцами, полуживых сотрудников Публичной библиотеки и жителей Ленинграда и передавались на вечное хранение в Российскую национальную библиотеку, где находится самая большая коллекция «Окон ТАСС».

 

СЕЛИВАНОВ Василий Николаевич

Одесса, 1902 – 1982, Ленинград

Ленинградский художник-график, автор военных плакатов. Член Союза художников СССР.

Учился в Одесском университете на медицинском факультете и в частной художественной студии. В 1923 году приехал в Псков, где работал в редакциях газет «Псковский пахарь» и «Псковский набат» сначала репортером, потом художником. Пробовал себя в политической карикатуре, учился у таких корифеев, как В.И.Дени и Д.С.Моор. В Ленинграде работал художником газеты «Смена» (1927–1937). В 1934 году вышла его книжка «Цементное клише» о новом способе печати. К этому времени относится его изобретательская деятельность в области полиграфии. Результаты ее были внедрены в практику печати еще до войны, но самую большую роль они сыграли во время войны, облегчив выпуск фронтовых газет.

В 1939-40 гг. Василий Николаевич был в рядах армии – во фронтовой газете «Во славу Родины», а Великую Отечественную встретил художником газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины». Как военный корреспондент часто выезжал на передовые позиции Ленфронта, выполняя задания редакции и военного командования.
Весной 1942г. он возглавил ленинградские «Окна ТАСС», где в течение целого года он работал в качестве художника и редактора. Он один, без технического персонала, обеспечивал регулярный выпуск плакатов. За время блокады он создал более 70 плакатов, выходивших тиражами от 3 и 5 до 10 тыс. экземпляров. В.Н. Селиванов работал в сотрудничестве с поэтами В.Инбер, А.Прокофьевым, В.Саяновым, но главным неизменным соавтором его был талантливейший поэт-сатирик А. Флит. Плакаты В. Селиванова всегда отличались динамизмом рисунка и яркой, жизнерадостной цветовой гаммой.
 

С 1950 по 1962 г. В.Н.Селиванов возглавлял художественный отдел газеты «Вечерний Ленинград», которая не одно десятилетие, как и «Смена», выходила под заголовком, сделанным его рукой. Работы В. Н. Селиванова находятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб), Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда, Историко-мемориальном музее «Смольный», Тихвинском историко-мемориальном и архитектурно-художественном музее, Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого (ЦВММ).

Последние годы творческой жизни художник посвятил работе над графическими листами – сценами жизни блокадного города и фронта («Из блокнота военного корреспондента»). Они хранятся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки и опубликованы в издании «Рядовой блокадной эпопеи. Художник Василий Селиванов». СПб, ИД «Действующие лица», 2006.

Ленинградцы на проспекте 25-го Октября ( Невский проспект) у заколоченной витрины «Елисеевского магазина»

Ленинградцы на проспекте 25-го Октября ( Невский проспект) у заколоченной витрины «Елисеевского магазина»

СЕЛИВАНОВ Василий Николаевич

СЕЛИВАНОВ Василий Николаевич



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее