ENG
Филиалы:
Военные парады. Фарфор, акварели
Строгановский дворец

Военные парады. Фарфор, акварели

15 декабря 2023—13 мая 2024

Выставка посвящена столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображениями униформ императорской армии. По...

Рисунки и акварели передвижников
Михайловский замок

Рисунки и акварели передвижников

21 марта—8 июля 2024

На выставке представлены графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок, так и художниками младшего поколени...

Детский взгляд: портрет в творчестве ребенка
Павильоны Михайловского замка

Детский взгляд: портрет в творчестве ребенка

23 марта—24 апреля 2024

Представляем выставочный проект в Восточном павильоне Михайловского замка. Портретная живопись – один из самых трудных и значительных жанров, начало к...

«Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова
Михайловский замок

«Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова

26 апреля—1 июля 2024

И. Я. Вишняков — один из крупнейших художников XVIII века, портретист, монументалист, реставратор, педагог. Большую ц...

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».
Мраморный дворец

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».

16 мая—2 сентября 2024

Ретроспективная выставка Ольги Розановой в Русском музее включает произведения из разных собраний – всего около 50 живописных и более 100 гра...


/ / Ленинградские окна Тасс в 1941-1945 гг

Ленинградские окна Тасс в 1941-1945 гг - События

Ленинградские окна Тасс в 1941-1945 гг

24 января 2023—24 января 2023

Большую роль в годы Великой Отечественной войны сыграло Телеграфное агентство Советского Союза и его «Окна ТАСС». Продолжатели традиций «Окон РОСТа», они выходили даже в блокадном Ленинграде. Плакаты были наиболее простым и понятным средством пропаганды.

Читать книгу искусствоведа Руслана Бахтиярова «Плакаты "Окна ТАСС" в художественной жизни Ленинграда периода Великой Отечественной войны. Истоки и особенности образного решения».

 22 июня 1941г. директор ленинградского отделения ТАСС И. Анцелович, художники — графики – В. Слыщенко, Н. Игнатьев и литсотрудник, ставший редактором Г. Кофман приняли решение издавать плакаты под маркой «Окно ТАСС». С участием известных карикатуристов В. Гальбы и Б. Лео они в тот же день определили художественное направление будущих «Окон» — следование традициям «Окон РОСТА» периода гражданской войны, также они выбрали место центрального стенда «Окон ТАСС» — в витрине Елисеевского магазина.

24 июня 1941 г. у «Окна» уже толпился народ. После появления первого плаката в редакцию пришли добровольные помощники: поэты — О. Берггольц, Б. Тимофеев, В. Саянов, художники, вошедшие в штат «Окон», — В. Григорьев, П. Горбунов и группа выпускников архитектурного факультета Академии художеств: Е. Мелик-Багдасарова, Г. Ашрапян, Н. Шапорина, М. Ваксер и скульптор Л. Торич.
К началу августа 1941 было организовано свыше 100 постоянных стендов «Окна ТАСС», на которых помещались сводки Совинформбюро, телеграммы из-за рубежа, карикатуры, стихи, фотографии. В июле и августе плакаты тиражировались от руки, а с начала сентября – при помощи трафарета.Тиражи плакатов составляли 200 экземпляров. Огромную помощь в их копировании оказывали молодые «академисты» (студенты Академии художеств).

Первый коллектив создателей «Окон» смог продержаться лишь до весны 1942 года. Дольше всех продержались В. Слыщенко и М. Ваксер. Весной тяжело больных В. Слыщенко и Л. Торича эвакуировали на Большую землю, попал в госпиталь Н.Игнатьев, ушли добровольцами в армию Елена Мелик-Богдасарова, Наталья Шапорина, Г. Ашрапян и Е. Капиц.
С весны 1942 года все работы по выпуску плакатов легли на единственного художника «Окон ТАСС» Василия Селиванова, к которому в 1943 году подключились фронтовые художники Петр Магнушевский и Сергей Панкратов.

Поразительно, что листы с рисунками не сгорели в буржуйках, замерзающих ленинградцев, а аккуратно снимались с бездействующих «Окон ТАСС» и полуразрушенных домов, не гнущимися от мороза пальцами, полуживых сотрудников Публичной библиотеки и жителей Ленинграда и передавались на вечное хранение в Российскую национальную библиотеку, где находится самая большая коллекция «Окон ТАСС».

 

СЕЛИВАНОВ Василий Николаевич

Одесса, 1902 – 1982, Ленинград

Ленинградский художник-график, автор военных плакатов. Член Союза художников СССР.

Учился в Одесском университете на медицинском факультете и в частной художественной студии. В 1923 году приехал в Псков, где работал в редакциях газет «Псковский пахарь» и «Псковский набат» сначала репортером, потом художником. Пробовал себя в политической карикатуре, учился у таких корифеев, как В.И.Дени и Д.С.Моор. В Ленинграде работал художником газеты «Смена» (1927–1937). В 1934 году вышла его книжка «Цементное клише» о новом способе печати. К этому времени относится его изобретательская деятельность в области полиграфии. Результаты ее были внедрены в практику печати еще до войны, но самую большую роль они сыграли во время войны, облегчив выпуск фронтовых газет.

В 1939-40 гг. Василий Николаевич был в рядах армии – во фронтовой газете «Во славу Родины», а Великую Отечественную встретил художником газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины». Как военный корреспондент часто выезжал на передовые позиции Ленфронта, выполняя задания редакции и военного командования.
Весной 1942г. он возглавил ленинградские «Окна ТАСС», где в течение целого года он работал в качестве художника и редактора. Он один, без технического персонала, обеспечивал регулярный выпуск плакатов. За время блокады он создал более 70 плакатов, выходивших тиражами от 3 и 5 до 10 тыс. экземпляров. В.Н. Селиванов работал в сотрудничестве с поэтами В.Инбер, А.Прокофьевым, В.Саяновым, но главным неизменным соавтором его был талантливейший поэт-сатирик А. Флит. Плакаты В. Селиванова всегда отличались динамизмом рисунка и яркой, жизнерадостной цветовой гаммой.
 

С 1950 по 1962 г. В.Н.Селиванов возглавлял художественный отдел газеты «Вечерний Ленинград», которая не одно десятилетие, как и «Смена», выходила под заголовком, сделанным его рукой. Работы В. Н. Селиванова находятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб), Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда, Историко-мемориальном музее «Смольный», Тихвинском историко-мемориальном и архитектурно-художественном музее, Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого (ЦВММ).

Последние годы творческой жизни художник посвятил работе над графическими листами – сценами жизни блокадного города и фронта («Из блокнота военного корреспондента»). Они хранятся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки и опубликованы в издании «Рядовой блокадной эпопеи. Художник Василий Селиванов». СПб, ИД «Действующие лица», 2006.

Ленинградцы на проспекте 25-го Октября ( Невский проспект) у заколоченной витрины «Елисеевского магазина»

Ленинградцы на проспекте 25-го Октября ( Невский проспект) у заколоченной витрины «Елисеевского магазина»

СЕЛИВАНОВ Василий Николаевич

СЕЛИВАНОВ Василий Николаевич



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее